среда, 29 августа 2018 г.

Читательское лето (итоги)

фото Насти С.
Вот и подошло к концу читательское лето...
Пора подводить итоги.
Раз в неделю в воскресенье я проверяла читательские дневники детей.
Зачем?
Я просто сама люблю читать, и хочу, чтобы мои дети тоже читали. Пусть они не полюбят этот процесс, но я считаю недопустимым отправлять ребенка в среднюю школу без определенных умений. Одно из них - умение читать, т.е. читать бегло, осознанно, выразительно, понимать прочитанное, ориентироваться в море литературы, знать имена писателей, уметь воображать те сцены и картины, о которых говорит автор и т.д.
Как-то так :)

Как же закончилось наше лето?
Расскажу о каждом ребенке, я вообще могу о своих детях говорить часами :)

 Никита написал 12 отзывов за лето. Последний - на мой любимый рассказ К. Г. Паустовского "Кот-ворюга". Никита для меня просто герой, он сделал такие успехи по сравнению с началом 1-ого класса. Отзывы на читательских конференциях у него всегда были подготовлены и отрепетированы, а все отзывы в читательском дневнике сделаны просто на пятерку. С нетерпением жду встречи, Никита!

Сережа написал 10 отзывов! Последний - про умную собаку из рассказа М. Зощенко. Я помню, как в детстве мечтала о собаке! Тем более о такой умной :) И хотя сейчас я больше люблю кошечек, понимаю чувства Сережи.


Ника работала в дневнике с разной степенью периодичности, потому что она девочка очень занятая. Серьезно занимается музыкой. Но несмотря на свою занятость, успевает очень многое. За лето ей удалось создать 11 отзывов!

Настя С. - 9 отзывов! Трудно Насте дается чтение, но ее мама не сдается. Так держать! Зато как Настя прочитала стихотворение! Чудо!

Настя В. - 12 отзывов! Последний - на любимую сказку "Гензель и Гретель". Очень было приятно, что Настя вносит исправления в уже готовую работу и прислушивается к моим рекомендациям. Умница!

Милана написала за лето 12 отзывов! Отличительной особенностью ее дневника являются ее собственные иллюстрации к каждому представленному произведению. Как сказала ее мама при нашей случайной встрече: "Она читает и пишет, но ей хочется самой нарисовать рисунок к выбранному произведению, поэтому мы работаем медленно". И выводы у Миланы всегда немножко неожиданные, отражающие ее добрую и трогательную натуру. Такая "девочка-девочка" :)

Максим К. написал за лето 13 отзывов.
Очень хочется привести здесь слова мамы Максима, которые я получила по воцапу:
"Я хотела бы рассказать как мы читали и что нам понравилось ( вы просили немного раньше об этом написать, надеюсь что не поздно). В начале лета я сделала ошибку- я давала книги из списка, те которые были в домашней библиотеке и мне самой нравились.
Да, Максимке очень понравился Н.Носов. Когда он читал смешной диалог или смешную ситуацию, заливистый смех разносился по комнате.
По рассказу "Затейники" - ему понравилось, он так же строил домик, но у него есть другие страхи ( он очень боится грома во время грозы) и страх детей в домике пытался объяснить сказочным существом - которые только в сказке живут.
Пропуски в читательском дневнике - это ситуации, когда книга хорошая, а написать отзыв, чтоб другим тоже захотелось читать не получилось (рассказы В.Бианки) . Он по жизни не юный натуралист, ему интересней быть экологом ( сбор и сдача батареек, лампочек, пластика, сейчас уже макулатуру уже собрал из рекламных журналов). Потом, (вторая половина лета), я дала список литературы, что не прочитал, и он сам выбирал и мы "охотились" в библиотеке за книгой. Некоторые по 2-3 недели ждали. Цель была найти и прочитать. Я считаю что больше его "зацепила за душу" книга В.Катаева "Цветик-семицветик".
Спустя несколько дней мы гуляли на набережной Карасунских озёр, он отстал и что-то собирал. Когда я спросила, что у него в ладошке, он показал семь маленьких разных оттенков камушков. Потом он подошёл к воде и стал бросать и говорить желания: чтоб люди не были злыми, чтоб не болели, чтоб вода была чистая (в Карасуне) и т.д.
Прочитали мы не так много, хотя могли и больше, но это было не из-под палки. Чаще читали, если название книги его привлекало и появлялось желание узнать, о чем она.
Были и курьёзные ситуации (иногда во время чтения взгляд поднимался на часы и следил за временем чтения- чтоб не более 20 мин).
В прошлом году любил читать и слушать стихи А.Барто .

А теперь, если  можно, как взрослому человеку, сказать какая книга привлекла мое внимание. Мне понравился Д. Биссет. Тем, что для детей (6+) идёт пересказ мифов древней Греции и еще рассуждение с тигренком о смелых и правильных поступках."
Спасибо, Татьяна Алексеевна! Словами не передать, как я тронута... Максим для меня еще "новый" мальчик, но благодаря вашей совместной работе я уже с ним словно давно знакома.

Лика создала за лето 11 отзывов! Вот в этой девочке у меня нет ни тени сомнения;) Читала много и каждый день. Очень мне нравится манера Лики задавать себе вопросы во время чтения. Любознательная и беспокойная. Умница, Лика!

Лиза создала 13 отзывов! Последний - на сказку "Иван-царевич и Серый волк", даже подобрала к ней пословицы. Буду с интересом ждать, что расскажет нам о прочитанном Лиза. Очень хочется видеть и слышать изменения в ее речи и манере держаться перед публикой :)

Леша сделал за лето 6 отзывов, но каждый - просто образец рассуждения о прочитанном. Последний отзыв, о рассказе В. Драгунского "Хитрый способ" меня просто покорил. Особенно слова: "После того, как мы с мамой прочитали этот рассказ, я его перечитал папе и мы все вместе еще раз посмеялись". Ну не чудесно разве! Ничто так не сближает, как возможность вместе посмеяться :)

Лера Н. написала за лето 12 отзывов! Она всегда сообщала мне в комментариях, что какой-то отзыв писала полностью сама. Очень тихая и скромная девочка наша Лера, поэтому ее результаты особенно радуют :) А как Лерочка стихотворение прочитала! Чудо просто!

Лера В. тоже написала 12 отзывов! Всегда с интересом приглядываюсь к этой девочке. Вижу хорошие способности, но при этом часто присутствует желание сделать все на скорую руку :) Будем это учитывать, да, Лерочка?

Ефрем у меня отдельная песня! :) С удовольствием слежу за его семимильными шагами. Успех просто налицо! Выражение, осмысленность чтения, понимание текста, формулирование мыслей. Конечно, мама явно прикладывает руку, но Ефрему это только на пользу :) Совместная работа показывает отличный результат! И отзывов за лето Ефрем сделал много - целых 15.

Ева публиковала отзывы неравномерно, но с лихвой окупила все своими рисунками. А еще я люблю слушать, как она рассуждает. Очень по-взрослому. Умница, Ева! Итог - 10 отзывов!

Даша создала за лето 8 отзывов. Они у нее были разные - и со своими собственными рисунками, и написанные в тетради. Молодец, Даша! Я не сомневалась, что тебе многое удастся!

Данил опубликовал 8 отзывов и каждый из них - просто образцовая работа! Даня и на уроках рассуждает так же - обстоятельно и по существу :) Особенно мне нравились аналогии и сравнения с реальной жизнью, а уж последняя детективная история вообще изумительно!

Вова сделал 13 отзывов! Так и представляю, как он серьезно и с нахмуренными бровями сидит вместе с мамой над слайдом :) Вова и во время Читательских конференций в классе старался не пропустить ни одного дня. Так что сознательность и ответственность (ребенка и мамы) налицо :)

Влада написала отзывы к 8 произведениям. Ну как не отметить такие слова: "Чудесная книга, мы с сестрой много смеялись, когда читали ее". "Мы с сестрой"... Традиции семейного чтения - это прекрасно! И собственный рисунок - замечательно. Кстати, презентация выглядит очень стильной! Хорошо, когда мама - фотограф ;)

Ваня создал 13 отзывов и у него получилось работать систематически строго раз в неделю. Это трудно! :) Молодец, Ваня! Спасибо, что напоминал мне про некоторые подзабытые книги!

Артем создал 12 отзывов! Последний - про приключения Крошки Енота. Улыбнись, и тебе улыбнуться в ответ. А если шире - относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Умница, Артем!

Арсений написал 13 отзывов, и все читать просто удовольствие. Молодец, Арсений, держит планку! Как на уроке приятно тебя слушать, так и в написании отзывов ты показываешь отличный результат!

Коля написал за лето 7 отзывов! Очень мне понравился его дневник читателя, я еще лучше узнала этого воспитанного и деликатного мальчика :) Богатый внутренний мир дает Коле возможность удивляться увиденному и прочитанному и рассуждать.

Аврора не смогла систематически работать с дневником, но с разной степенью периодичности присылала мне по воцапу свои отзывы. А вот в последний день презентация наконец-то поддалась, и они с мамой смогли вставить 6 отзывов! Просто хвалю! Трудности их не испугали!:)

Ульяна по разным причинам не смогла систематически вести читательский дневник. Но читать ежедневно старалась. В конце лета, получив, наконец, доступ к интернету, с удовольствием осваивает возможности работы в Гугл-презентации. Как сказала ее мама: "Она очень хочет его (дневник) заполнить ))) С картинками и разными цветами, как у ребят". Похвально, Уля! Буду ждать примерный список произведений, которые удалось прочитать за лето. И конечно, посмотрю, что в итоге у тебя получится!

Дима написал за лето 8 отзывов. Работал в обычной тетради. Очень понравился мне комментарий его мамы: "Два месяца был в другом городе, поэтому постепенно (слово выделено мной) вел читательский дневник и все записывал туда. К каждому произведению подбирал пословицу. Т.к. постоянно писал, улучшился почерк)" Публикую тут некоторые страницы Диминого дневника. Молодец, Дима!  Ошибки есть, мы же первоклассники, но ты делаешь большие успехи!
Особенно меня впечатлило, что ты старался выполнять работу в дневнике систематически, а читал почти каждый день.

Миша начинал виртуальный дневник (и очень успешно!), потом уехал к бабушке и со чтением как-то не очень сложилось. Несколько отзывов писал в обычной тетради, но постеснялся их мне продемонстрировать :) "Это же черновик!" Ну что тут скажешь. Для меня ведь все равно все будет как на ладони уже в начале сентября :) А почерк у Миши очень красивый, я помню :)

Максим В. опубликовал одним махом 10 отзывов. Конечно, я не одобряю такой вариант. Если не получилось писать с определенной периодичностью (которая и является залогом эффективности), то достаточно просто списка прочитанных книг.. Очень мне понравились рисунки Максима, сразу видно, что читал и работал сам :)

Марьяша все свои отзывы писала в тетради, подробно и обстоятельно. А потом фото публиковала в дневнике, причем примерно раз в неделю. Очень мне нравится такая систематичность. В итоге отзывов получилось 10!

Олег создал 11 отзывов, но соблюдать правило - одна неделя - один отзыв, не всегда получалось. Отъезды мешали :) В любом случае напоминаю, что все-таки в работе над читательским дневником главное - не делать больших перерывов.

 Эдик создал 12 отзывов, и периодичность ему удавалось выдерживать! Молодец, Эдик! И отзывы в тетради, и печатные тексты, и свои фотографии, и книги из библиотеки. Все есть в дневнике. А еще - собственные мысли, которые я всегда с удовольствием слушаю на уроках :)

Если ребенок хорошо говорит на уроке (строит правильные фразы, демонстрирует богатый словарный запас, пытается делать выводы), то и его читательский дневник будет таким же интересным. Как у Ярика, который опубликовал за лето 9 отзывов!

Егор, как и Дима, писал свои отзывы в тетради.  Так как большую часть времени провел летом с бабушкой. Получилось 6 работ! Читал и писал Егор исправно, пусть и не всегда аккуратно :) И хотя мама Егора хотела все оцифровать в последние дни (т.е. опубликовать в интернете), я решила, что без этого вполне можно обойтись. Работа Егора считается выполненной!

Итак, наша бессменная таблица "Шаги к успеху" показывает, как на ладони, результат летнего чтения.
Из 34 учеников класса читали и работали с дневниками чтения 32 человека! Результат просто прекрасный!
30 учеников освоили (с разной степенью) работу в Гугл-презентации (а ведь дальше мы будем работать с ней чаще).
32 ученика в классе показали себя ответственными людьми (ну и что, что мы только-только второклассники)
Букволеты опубликовали 320 отзывов на прочитанные произведения.
Дети ориентируются (более-менее) в безбрежном мире книг, ходят в библиотеку и приобретают (опять же с разной степенью успеха) привычку обращаться к книге.
Как чудесно написала мне мама Сережи: "Можем мы опубликовать еще один отзыв до субботы? Сережа сейчас читает с удовольствием "Фантазеры" и очень нам понравились рассказы М. Зощенко. К концу лета нам понравилось читать".

Мы создали классный виртуальный альбом "Пойман за чтением". Мне кажется, что он у нас будет продолжать пополняться!

А еще - наша виртуальная доска пополнилась 17-ю работами детей - выразительным чтением стихотворений детских поэтов! 17 детей из 34-х не поленились летом сделать такую творческую работу: выучить стихотворение, проанализировать интонацию чтеца (об этом был отдельный пост), сымитировать ее в своей речи, записать выступление на камеру (это отдельный нюанс), оценить себя по критериям и оценить своего одноклассника. Ну что за букволеты!

Серьезно, с такими детьми хочется просто летать! :)

P.S. Хочу напомнить, уважаемые родители, что от чтения не бывает выходных.
Читать каждый день.
Каждый день.
15-20 минут.
 Если ребенок хочет читать подольше - пожалуйста. Если не хочет читать больше этого времени - оставьте в покое.
 Но ребенок должен знать, что ЕЖЕДНЕВНОЕ  чтение обязательно!

Спасибо вам большое, уважаемые родители, за то, что несмотря на занятость (а я знаю, как заняты вы бываете - работа, дом, семья), на усталость, на нехватку времени, вы продолжаете поддерживать и направлять своих детей в нелегкой подчас работе - в осваивании самого главного инструмента успешного человека - умении читать.

Таблица "Шаги к успеху", где отмечены отзывы детей!
Читательское лето (часть 1) 
Все читательские дневники здесь

17 комментариев:

  1. Замечательное читательское лето! Браво родителям, которые понимают, что лето - это не только активный отдых детей, но еще и познавательный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!Да, без помощи родителей в таком важном процессе, как приучении детей читать никак не обойтись. Рада, что мои родители это понимают.

      Удалить
  2. Дорогая Эльвира Ульфатовна!
    Какие вы все МОЛОДЦЫ:УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ-УЧЕНИК-все в одной дружной связке! Поэтому и результаты такие впечатляющие! Так держать и продолжать!
    С Новым учебным годом! "Букволёты"-второклашки-в добрый путь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Анатольевна! Вот совсем недавно были мы "первоклашками" начинающими, а уже - во второй идем. Как быстро летит время! Когда интересно, всегда быстро:) Спасибо Вам за добрые слова!

      Удалить
  3. Добрый день, Эльвира Ульфатовна! Действительно очень полезно была для детей, да и для родителей такое "читательское лето". Я заметила прогресс в чтении и в умении выражать свои мысли у Леры. Очень важно, что каждый отзыв проверяется и есть возможность в следующий раз не допустить тех же ошибок.
    Спасибо за вашу работу! Вы в отпуске постоянно занимались нашими детьми!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Сергеевна! Рада, что Лерочка будет чувствовать себя увереннее, пусть хоть немножко больше. А мы будем наблюдать и направлять.
      И да, в виртуальных дневниках особенно мне импонирует возможность постоянной связи с ребенком. Хочется ведь, чтобы оценили результаты труда, а я могу им это предоставить. Мне кажется, вот этот момент дисциплины особенно полезен :)

      Удалить
  4. Добрый день,Эльвира Ульфатовна! Мне,как и каждой маме, очень приятно слышать хорошие отзывы о своем ребенке. Действительно,он повзрослел,стал более ответственным,более четко стал выражать свои мысли. Это очень радует. Но это результат упорного труда "дружной связки",как написали выше читатели нашего блога. И главной в этой связке, по моему мнению,остаетесь Вы. Направляете, рекомендуете, советуете, исправляете ошибки. В наше время , с приходом всех "гаджетов", очень тяжело заинтересовать ребенка чтением книги, трудно объяснить сразу, что в книге можно почерпнуть много интересной и нужной информации, что это совершенно другой мир. И здесь приходит на помощь учитель.Несмотря на каникулы,Вы нашли время для такого прекрасного "Читательского лета". Это хороший повод развить за лето свой кругозор, тем более,что времени достаточно. Мы с нетерпением ждали отзывов о прочитанном. Спасибо Вам большое за непрерывную работу с нашими детками!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как же мне нравится "мы с нетерпением ждали отзывов о прочитанном" :) Так чудесно звучит! Спасибо Вам за настойчивость и привитие сыну ответственности и аккуратности к выполнению задания!
      Уверена, что скоро Никита научится "входить" в книжную историю, воображение у вашего сына богатое, и мы, наверное, услышим еще много хороших слов в его адрес:)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна. Спасибо за организацию читательского лета у наших детей. Сейчас трудно найти учеников, которые ведут читательские дневники летом, и вообще регулярно читают книги, так как это, как правило, никем не проверяется. Спасибо, что нашли время на наших детей и каждому оставили комментарий к отзыву - это коллосальная работа. К концу лета у Эдика уже виден прогресс: его отзывы превратились из обычных пересказов в выражение основной мысли рассказа и его отношения к поведению и поступкам главных героев. Я могу сказать, что лето прошло с большой пользой для наших детей, они не только не подзабыли как пишутся буквы, но и отточили навык работы с клавиатурой. Я думаю, наши дети уверенно вступят в новый учебный год и сразу будут видны результаты их летней работы. Может и трудно в современном мире, в мире "гаджетов" и компьютерных игр привить у ребёнка любовь к чтению, но по крайней мере реально донести до него, что чтение необходимо и увлекательно, главное найти "свою книгу". Спасибо Вам, что стараетесь для наших детей и посвящаете им свое свободное время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мария Владимировна! Эдик умеет "выхватить соль" из прочитанного, обычно его затрудняет "примерить" на себя чувства и переживания, но делать выводы у него всегда получалось. Но за лето вижу, что "я-высказываний" стало гораздо больше. Это важно! Умение переносить на себя поступки, ситуации, мысли, эмоции литературных героев делает чтение захватывающим, во-первых, во-вторых, позволяет понять, что есть образец, пример для подражания/не подражания, позволяет понять, кто ты такой (когда дети становятся подростками). Это воспитание нравственности...
      Нет более сильных семейных скреп, чем совместное душевное времяпровождение. Традициям семейного чтения - жить! :)

      Удалить
  6. Здравствуйте Эльвира Ульфатовна! Огромное Вам спасибо за наше "читательское лето". Арсений с большим удовольствием читает сам и слушает, когда я ему читаю. Ему очень хотелось поскорее прочитать то или иное произведение, чтобы затем порассуждать что понравилось, как бы я поступил, выделить главную мысль, обсудить поведение героев. Ведение читательского дневника стало традицией летних выходных. Не сразу все получилось. Но Арсений быстро понял, в чем его ошибка. И уже второй отзыв был не пересказом, а именно собственным рассуждением. А потом мы вместе ждали Ваших комментариев и радовались очередным успехам. Я, как мама, очень рада, что мой сын полюбил чтение, книги. Он теперь говорит, что именно из книг можно получить очень много полезной, интересной информации. И в этом, Эльвира Ульфатовна, несомненно Ваша заслуга.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина Владимировна! Мы только в начале пути, пусть такое позитивное настроение сохранится у Арсения навсегда! Спасибо Вам за то, что поддерживаете и направляете его, это чувствуется!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Лето пролетело как один миг, но сколько интересного и полезного мы успели узнать благодаря нашему "читательскому лету". Очень здорово, что у нас есть возможность вести виртуальный дневник! Это очень удобно! Милана с большим удовольствием заполняла дневник сама. Отдельное благодарность Вам за каталог свободного чтения, в нем собраны книги для разного возраста, так что брат и сестра Миланы тоже с интересом читали рассказы и сказки, слушали друг друга, вместе пересказывали и обсуждали прочитанное, а ещё с огромным удовольствием помогали ей раскрашивать иллюстрации к отзывам. А ещё , Эльвира Ульфатовна, Милана с нетерпением ждала ваших комментариев в дневнике и всегда улыбалась, читая их. Спасибо вам, за творческий подход в обучении наших детей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как приятно слышать, что Милана ждала моих комментариев :) А слова о том, что читали они вместе с братом - просто сказка. Я только направляю, большая часть работы сделана Вами :)
      Без родителей Читательского лета бы не получилось, так что спасибо Вам за поддержку!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Как замечательно Вы мотивировали и ребят, и родителей! Читала и восхищалась. Очень хочется показать родителям своих учеников отзывы ваших родителей.Это возможно? Горько слышать, что летом некоторых ребят наказывали, принуждали читать, не отпускали гулять. Грустно и смешно, но ребята засыпали над книгой. Готовимся к читательской конференции, надеюсь, что будут и восторженные рассказы ребят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Блог "Букволет" в свободном доступе, поэтому я буду только рада, если он поможет Вам смотивировать родителей и детей на чтение.
      Чтение - это отдых и удовольствие. Но это не сразу.
      Сначала - это ежедневный труд. Родителей. Труд от слова "трудно". И сталкиваясь с трудностями, родители (некоторые) идут по пути наименьшего сопротивления, заставляя и угрожая. Совершенно не приучив ребенка слушать книгу, родители пытаются заставить ребенка обращаться к ней, потому что "надо". Семейное чтение - панацея от многих и многих бед.
      А восторженные отзывы обязательно будут! Дети так впечатлительны!

      Удалить
  9. Здравствуйте Эльвира Ульфатовна! действительно как было отмечено выше какие все МОЛОДЦЫ: УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ-УЧЕНИК-все в одной дружной связке! Только благодаря этому мы достигли результатов и научились многому: завели традиции семейного чтения, например, как Влада, рассуждать, формировать мысли, чтобы внутренний мир стал более богаче! А вести электронный читательский дневник-это конечно было открытие! Спасибо Вам за Ваш труд! Лариса Аржанова

    ОтветитьУдалить