понедельник, 30 июля 2018 г.

Читательское лето (часть 9)

фото Егора
Приятно, когда дети ждут проверки своего дневника и хотят получить от учителя комментарий, все ли там в порядке. Значит, привыкли... Это я после общения с ребенком-учеником пишу. Ефрем очень ждал, когда же его дневник будет проверен наконец :)

Щекотливая тема - ведение летних читательских дневников.

Комментарии от учителей я получаю разные...

Одни удивляются, другие негодуют.

Дети летом должны отдыхать, а я рискую нарваться на разбирательства чуть ли не на уровне министерства, организуя для детей 1 (!) класса домашнее задание на лето... Работу делают родители, поэтому толку никакого не будет, только потраченные нервы и время (интересно, я за свои время и нервы не переживаю:))... С какой стати учитель во время своего отпуска должен заниматься рабочими моментами... Ну и так далее...

понедельник, 23 июля 2018 г.

Читательское лето (часть 8)

Воскресенье, а значит, я проверяю читательские дневники детей.
Проверяя, вижу, что несмотря на отсутствие комментариев к постам о читательских дневниках, дети и родители их внимательно читают и берут на вооружение все мои советы.
Во-первых, текста на слайдах куда меньше, чем в первые разы. Букволеты уже поняли, что надо выбрать главное, о чем хочешь рассказать.
Во-вторых, все больше в отзывах "я-посланий", отзыв больше становится похожим на отзыв, а не на сухой подробный пересказ.
В-третьих, если я акцентировала внимание на особенностях текстов писателей-натуралистов, то дети (и родители) поняли, что рассказы и сказки Виталия Бианки, Николая Сладкова, Евгения Чарушина не просто развлекают интересной историей, но еще и учат узнавать мир природы.
В-четвертых, очень меня радует, что дети пытаются проводить аналогии и сравнения произведений разных авторов.
Ну и в-пятых (самое приятное), дети пытаются проводить аналогии и сравнения ситуаций или героев произведения и своего опыта.
Спасибо, мои умненькие букволеты! Очень вы радуете свою учительницу :)

Ну а теперь, что же читали дети...

Данил после прочтения сказки "Старик Хоттабыч" даже пошутил на тему футбола. Браво, Данил!

четверг, 19 июля 2018 г.

Читательское лето (часть 7)


Фото Миланы
Здравствуйте, уважаемые мамы, бабушки и папы!
Сегодня разговор с вами. Давайте поговорим о том, как читать вместе с детьми.

Наши дети читают и пишут отзывы о прочитанном. Эта творческая работа длится все лето, и думаю, сейчас вы уже можете видеть маленькие, но итоги.
Уверена, что у всех они разные. Одни из вас замечают улучшения в технике и скорости чтения своего ребенка, другие видят, что дети делают успехи в умении выражать свои мысли. Есть те, кто пока не может сказать сказать, что есть какие-то сдвиги в лучшую сторону, а есть и те, кто уже немножко устал.

Но есть и те мамы, кто начал задумываться, как же все-таки читать вместе с ребенком так, чтобы книга запала в душу.

Хочу поделиться с вами несколькими рекомендациями.

Дети любят делиться своими впечатлениями, но не стоит превращать беседу в экзамен.

 "Разговаривайте так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удается, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность.

Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать".

 Обязательно при разговоре дайте ребенку свободу самовыражения. Пусть его рассказ звучит

вторник, 17 июля 2018 г.

Как читать стихи выразительно?

Фото Марьям
Дорогие ребята!

Сейчас ровно середина лета. Отдыхается вам хорошо, не сомневаюсь. Очень хотелось бы получить от вас весточку - какое оно - ваше лето. Что интересного происходит. Может, появились новые интересы, новые друзья, новые впечатления...

 Вижу по читательским дневникам, что читаете вы по-прежнему хорошо. Молодцы, что скажешь :)
Напоминаю, что не стоит пытаться сделать заранее определенное количество отзывов, тем более, если произведения одного и того же автора, короткие по содержанию или это стихи. Старайтесь выбирать для отзыва разноплановые произведения. Читать ведь надо каждый день, а отзыв писать раз в неделю. Нет возможности делать это виртуально - делайте, как Эдик или Марьям. В тетради пишите, а потом, как будете у компьютера, публикуйте фото. Тогда работа выглядит систематической, а не от случая к случаю.

Но сейчас я хотела бы предложить вам кое-что интересное.
Вы любите стихи?
Стихи Елены Благининой, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Агнии Барто? Они такие веселые и добрые, что их невозможно не любить.

Давайте устроим I Летний поэтический фестиваль!

воскресенье, 8 июля 2018 г.

Читательское лето (часть 6)

Фото Даши Х.
Каждый раз с удовольствием открываю папку с детскими читательскими дневниками. Какие они будут на этот раз? Прочитаю ли я не просто стандартные фразы о том, чему научило произведение, а услышу ли я самого ребенка, его мысли и чувства? Люблю отзывы, полные личного смысла, рассказывающие о самом читателе, о степени его вовлеченности в процесс чтения. Читатель, в отличие от зрителя, воссоздает мир, рассказанный автором, в своем воображении. Но не просто создает его, а населяет его СВОИМИ образами, известными и понятными только ему. Глубина восприятия зависит от многих факторов, но прежде всего - от жизненного опыта и эмоционального багажа детей. Многие слова и фразы могут быть непонятны, поэтому рядом должен быть любящий и внимательный взрослый...

Вот, например, рассказ Михаила Зощенко "Показательный ребенок". Его прочитали Артем и Ваня. Конечно, вывод напрашивается сам собой, но вот интересно, почему Зощенко так назвал свой рассказ? Потому что Павлик - показательный ребенок? Как думаете вы?
Не хочу развивать пока эту мысль :) Вдруг кто-то из детей захочет порассуждать...

Арсений написал отзыв по критериям. Мне даже кажется, что здесь он очень старался уложиться в критерии, и это его немножко "зажало"... Ничего, рамки нужны вначале, потом мы от них избавляемся :)  В такую же ловушку попал и Олег. Так хочется услышать именно вас, ребята! Может, вспомнится, что и вы были в подобной ситуации, как Паровозик?

понедельник, 2 июля 2018 г.

Читательское лето (часть 5)

Фото Леры Н.
Как всегда, в конце недели проверяю детские читательские дневники.

И читаю сама :) В течение года удается "урвать" время для профессиональной литературы, а художественная западает, хотя и не сходит на нет никогда, а вот уже в отпуске (который у меня из-за второй работы так и не начался) остается время на художественную.

Всегда летом стараюсь перечитывать что-нибудь из давно известного. 
С особым, я бы сказала, адреналином, перечитала "Идиота" Ф.М. Достоевского.
Не знаю, почему в школе читают "Преступление и наказание", книгу, отбивающую у большинства детей желание дальше знакомиться с его творчеством. Я бы рекомендовала "Идиота" или "Подростка"...
Читая "Идиота" в этот раз, будучи далеко в возрасте :), я на героев смотрела совсем по-другому. Идеальных людей не бывает, и попытка жить по идеальным законам приносит человеку внутренние психологические проблемы, и, как мне кажется, окружающим, самым близким ему людям, доставляет страдания. Выписывать цитаты из Достоевского - дело неблагодарное, это у меня всегда целые страницы, но в этот раз поразил монолог князя Мышкина о католицизме и его сравнение с социализмом.
В общем, читайте классику, уважаемые взрослые! Вы удивитесь, как она на самом деле хороша :)

Да и дети не будут говорить: "Почему я должен читать, а мама моя никогда не читает"... Так ведь тоже бывает, правда же?

Что же прочитали мои букволеты?