четверг, 19 июля 2018 г.

Читательское лето (часть 7)


Фото Миланы
Здравствуйте, уважаемые мамы, бабушки и папы!
Сегодня разговор с вами. Давайте поговорим о том, как читать вместе с детьми.

Наши дети читают и пишут отзывы о прочитанном. Эта творческая работа длится все лето, и думаю, сейчас вы уже можете видеть маленькие, но итоги.
Уверена, что у всех они разные. Одни из вас замечают улучшения в технике и скорости чтения своего ребенка, другие видят, что дети делают успехи в умении выражать свои мысли. Есть те, кто пока не может сказать сказать, что есть какие-то сдвиги в лучшую сторону, а есть и те, кто уже немножко устал.

Но есть и те мамы, кто начал задумываться, как же все-таки читать вместе с ребенком так, чтобы книга запала в душу.

Хочу поделиться с вами несколькими рекомендациями.

Дети любят делиться своими впечатлениями, но не стоит превращать беседу в экзамен.

 "Разговаривайте так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удается, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность.

Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать".

 Обязательно при разговоре дайте ребенку свободу самовыражения. Пусть его рассказ звучит
сумбурно, эмоционально, но стоит попросить рассказывать по порядку, особенно разглядывая иллюстрации, как дело пойдет на лад.

Я часто говорю, что ребенку надо уметь мысленно видеть  те картины, о которых говорит автор. Не просто видеть, но  накладывать их на свои впечатления, на свой прожитый опыт.  Знаю, что с этим бывают проблемы. Наши дети - "цифровые аборигены", привыкли к визуализации (телевизор, компьютер, гаджеты), можно сказать, что у некоторых атрофирована работа воображения в ответ на слово.

Значит, надо над этим работать.
Предлагаю попробовать словесное рисование.
Попросите ребенка "нарисовать" словами картинку, которую он представил, читая тот или иной момент. Можно представить себя режиссером, который снимает фильм или мультфильм :) Что находится в комнате? Как стоят люди? Как они одеты? Конечно, для этого придется еще раз заглянуть в текст, если в первый раз картинка "не нарисовалась"...
Обязательно рассматриваем иллюстрации в книге (если они есть), сравниваем свои впечатления, делаем выводы о том, точен ли художник.
Во время чтения можно остановиться на интересном моменте и попробовать спрогнозировать, что же будет дальше? Может, ваш ребенок предложит совсем другой вариант развития событий, который раскроет его личность для вас с новой стороны.

"В беседах о книге не торопитесь формулировать ее нравственную идею в форме вывода, а постарайтесь усилить переживания от чтения. Тогда душевный опыт героя рассказа станет и опытом вашего ребенка"
Например,  "в рассказе «Карасик» Н. Носов показал муки совести мальчика, который променял рыбку на свисток, а вина пала на котенка Мурзика. В беседе предложите ребенку рассказать по порядку, что и как случилось, и пусть он вновь переживет с Виталиком его беду: раскаяние, тревогу, отчаяние и, наконец, радость и успокоение.
Как Виталик ухаживал за рыбкой? (менял воду, кормил).
Почему он сначала не хотел менять рыбку, а потом променял?
Почему мама подумала, что рыбку съел Мурзик? и т. д.
В беседе перечитайте отрывки из рассказа: драматические (как мальчик спасал котенка в темном подвале) и комические (как он гонялся по комнате за Мурзиком, делая вид, что ловит).
В конце беседы пусть ваш сын (дочь) сделает обобщение, но не в форме вывода, а как размышление о герое рассказа:
Как ты думаешь, Виталик хороший мальчик или плохой?
Почему ты так думаешь?
Ты бы хотел дружить с ним? Почему?
Что бы ты ему посоветовал, когда он попал в беду? и др.
Вот теперь можно сформулировать вывод и дать понятие: «сваливать на другого свою вину подло». Так эмоциональное и рассудочное восприятия, дополняя, укрепляют друг друга. ставят себя на место героя, будто всё, что в рассказе, происходит с ними".

Когда уместно, то можно напрямую обратиться к опыту ребенка. "Например, в рассказе Р. Погодина «Шутка» из-за легкомыслия ребят пострадали люди.
В беседе скажем: «Вот и ты вчера без спроса ушла к подружке, а бабушка так напугалась. А ведь у нее больное сердце».
Произведения, пережитые ребенком, становятся его душевным опытом, который при случае полезно вспоминать: «Помнишь старого сторожа из рассказа “Чук и Гек”? На вид сердитый, а на самом деле добрый. А бывает и наоборот».

С годами стремление анализировать свои поступки с помощью книг укрепится и перейдет в драгоценную привычку: читая, размышлять о себе и людях, что особенно важно для подростков, когда возрастет интерес к своей личности, к своему месту в мире, а потому и к книгам, способствующим самопознанию и самоусовершенствованию."

Конечно, на этой неделе я так же проверяла читательские дневники детей. Чудесные работы! Вижу, что многие дети уже начинают понимать, что отзыв - это не пересказ сюжета книги, а рассказ о себе в сюжете. Впечатлил вопрос Лики в конце ее отзыва о сказке Р. Киплинга:  "Мне всё ещё не понятно почему у верблюда горб. Возможно его потомки - динозавры были с горбами?"

А встреча с Артемом и Лерой (случайная) прямо окрылила :) Уж очень восторженно Артем рассказывал о том, что уже добавил еще слайды и ему очень нравится такое чтение :)
"С мамой мы много рассуждали о рассказе "Показательный ребенок", - его комментарий.

Мама Ефрема написала мне, что получается и что нет. Ее наблюдения особенно ценны, очень жаль, что другие мамы стесняются со мной делится своими переживаниями... Посты про читательские дневники не вызывают отклика, а мне так важна обратная связь. Буду надеяться, что мы все-таки выйдем на диалог :)

Но вижу и слышу мам в детских читательских дневниках. А значит, семейное чтение существует в нашем классе.
Спасибо вам, мамы и букволеты, за такую плодотворную работу!

Цитаты взяты из книги И.Н. Тимофеевой
 "Что и как читать вашему ребенку от года до десяти"

Что мы читаем еще, можно увидеть здесь:
Читательское лето (часть 1) 
Рекомендуемый список для чтения здесь
 

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо Вам огромное за эту статью! Оказывается как много надо знать, чтобы книги были друзьями, а не наказанием!:-) Конечно летом детям меньше всего хочется учиться, а чтение многие пока воспринимают как учебу, Сережа пока точно. Зато работа творческая нам по душе и выводы мы всегда пишем с удовольствием! Еще раз спасибо, что учите любить книги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Владимировна! Да, чтение воспринимается как учеба, потому что сейчас кругом много соблазнов, которые, не напрягая воображение и память, развлекают детей. Но мы должны быть умнее, мы же взрослые. Мягко, но настойчиво приучать к книге. Знакомить с ней. Учить проводить с ней время. Все получится. Если мы будем вместе.

      Удалить