Здравствуйте, уважаемые родители!
К внеклассному чтению дети получили задание - прочитать все стихотворения из списка, выбрать наиболее понравившееся и выучить его наизусть, записать видео чтения стихотворения по критериям и отправить мне либо на почту, либо по Вацапу.
Благодарю всех, кто уже начал присылать свои работы. Так умилительно видеть, как раскрываются таланты детей :)
Теперь поговорим немного о чтении стихотворений и о чтении вообще.
На уроке я всегда задаю простые вопросы о содержании всех заданных рассказов, и очень расстраиваюсь, когда не получаю вразумительного ответа. Причем дети мне говорят: "Я читал!" и я не могу им не верить.
Почему же не происходит запоминания и осмысления?
Основная ошибка родителей заключается в следующем: кажется, что чтение – это легко, и «научить читать» — значит научить складывать буквы в слоги, а слоги — в слова. Это не так. Чтение – не только раскодировка буквенных знаков. "Это процесс сотворчества читателя с автором". Вот этого сотворчества и не происходит, поэтому текст не отложился в память, не "присвоился".
Позвольте дать несколько советов, как же читать вместе с ребенком.
Обратимся к работе читателя по ходу чтения.
Представим передвижение взгляда (а вместе с ним внимания, мысли, воображения) по тексту как световое пятно, например, как солнечный зайчик, передвигающийся в направлении от начала к концу. В центр этого зайчика попадают, высвечиваясь поочередно, одна за другой, смысловые единицы текста. Иногда зайчик приостанавливается на каком-то отрезке текста, порой возвращается на некоторое время назад или обращается внутрь — в кладовую памяти человека — и проясняет в ней то, что может пролить дополнительный свет на читаемое.
Давайте посмотрим на начало стихотворения "Уехали" Агнии Львовны Барто.
Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.
"Кормили, вставали, бежали", - явно идет речь о группе детей. Почему детей много? Это большая семья?
По какой причине приходилось вставать тайком? От кого дети могли прятаться и почему?
Смотрите, сколько вопросов возникает уже в самом начале чтения.
Это те вопросы, которые можно обсудить вместе с ребенком, читая с паузами и выслушивая его ответы. Не надо в этот момент давать правильные варианты. Ребенок занимается вместе с вами вероятностным прогнозированием, он предполагает, что происходит и почему. Это очень важный этап чтения текста. Ребенок входит в состояние ожидания, т.е. заинтересовывается.
"Вероятностное прогнозирование всегда содержит возможность различных прогнозов. Поэтому, выдвинув определённое предположение, человек всегда ждёт подтверждения своей правоты. В связи с этим возникает ожидание, которое психологи называют установкой. Дальнейшее чтение окрашено этой установкой-ожиданием".
Чаще всего состояние ожидания бывает неосознанным. Однако, если возникают «ножницы» между ожиданием и развитием событий в тексте, читатель отвечает на это эмоциональной реакцией: «Не может быть!» или «Я этого не ожидал!»
Но чтобы установки работали на понимание, необходимо несколько условий.
Во-первых, нужно, чтобы читатель имел достаточный запас знаний. А вот здесь мама - главный источник этих знаний при совместном чтении. Обязательно расскажите ребенку, что такой детский летний лагерь, добавьте свои воспоминания, если они у вас есть...
Во-вторых, нужно уметь мобилизовать знания, необходимые для прогноза. Как правило, вначале у человека. возникает один вариант прогноза, причём у каждого читателя он может быть индивидуальным. Однако после этого должны появляться варианты, т. е. выдвигаться не одно предположение, а несколько, и это сделает установку обоснованно гибкой.
Наконец, в-третьих, при дальнейшем поступлении информации варианты прогноза должны проверяться (включение самоконтроля), т. е. подвергаться критике, в результате которой будет выбираться наиболее вероятный вариант.
Умственные действия - возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста, появление установки — всё это заполняет сцепления и составляет особый вид общения читателя с текстом, который условно можно назвать диалогом.
Когда читатель ведёт диалог с текстом, он вовсе не всегда использует все операции, и последовательность их тоже бывает разной. Всё это зависит от текста.
При работе с одним и тем же текстом у разных читателей последовательность операций будет одинаковая, а у одного читателя диалог с каждым новым текстом будет строиться по-иному.
Естествен вопрос: нужно ли, чтобы сам ребёнок знал о вcex составляющих процесса понимания? Да, нужно!
Психологами установлено, что само осознание умственных действий помогает их формированию. Важную роль в этом процессе играет проговаривание, когда ребёнок рассказывает взрослому о тех умственных операциях, которые он выполняет в процессе общения с текстом, и о встречающихся трудностях. Такой словесный отчет — средство управления пониманием.
Эксперименты показали, что если у ребёнка сформированы основные операции диалога (постановка вопроса к тексту, прогнозирование его дальнейшего содержания, самоконтроль), то у него вырабатывается сознательное отношение и к остальным звеньям этого процесса.
Он начинает понимать, что предположений может быть несколько, что установка должна быть гибкой и в то же время от неё не нужно отказываться без достаточных оснований.
И напомню главное. Интерес к чтению не возникает сам собой. Наш ребенок еще не читатель, он только в начале пути. Научив соединять буквы в слоги и слова, не оставляйте ребенка один на один с книгой. Ему нужен друг и попутчик. Общие переживания и общие размышления исповедального характера - лучшие скрепы семьи, и здесь ваши главные помощники - чудесные детские книжки.
Читая стихи из списка, постарайтесь учесть мои рекомендации. Прогнозируйте, создавайте установки, задавайте вопросы, представляйте себя героями эти стихотворений. И тогда ребенок их "присвоит" и запомнит.
Чудесного вам совместного чтения, мои читающие мамы!
К внеклассному чтению дети получили задание - прочитать все стихотворения из списка, выбрать наиболее понравившееся и выучить его наизусть, записать видео чтения стихотворения по критериям и отправить мне либо на почту, либо по Вацапу.
Благодарю всех, кто уже начал присылать свои работы. Так умилительно видеть, как раскрываются таланты детей :)
Теперь поговорим немного о чтении стихотворений и о чтении вообще.
На уроке я всегда задаю простые вопросы о содержании всех заданных рассказов, и очень расстраиваюсь, когда не получаю вразумительного ответа. Причем дети мне говорят: "Я читал!" и я не могу им не верить.
Почему же не происходит запоминания и осмысления?
Основная ошибка родителей заключается в следующем: кажется, что чтение – это легко, и «научить читать» — значит научить складывать буквы в слоги, а слоги — в слова. Это не так. Чтение – не только раскодировка буквенных знаков. "Это процесс сотворчества читателя с автором". Вот этого сотворчества и не происходит, поэтому текст не отложился в память, не "присвоился".
Позвольте дать несколько советов, как же читать вместе с ребенком.
Обратимся к работе читателя по ходу чтения.
Представим передвижение взгляда (а вместе с ним внимания, мысли, воображения) по тексту как световое пятно, например, как солнечный зайчик, передвигающийся в направлении от начала к концу. В центр этого зайчика попадают, высвечиваясь поочередно, одна за другой, смысловые единицы текста. Иногда зайчик приостанавливается на каком-то отрезке текста, порой возвращается на некоторое время назад или обращается внутрь — в кладовую памяти человека — и проясняет в ней то, что может пролить дополнительный свет на читаемое.
Давайте посмотрим на начало стихотворения "Уехали" Агнии Львовны Барто.
Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.
"Кормили, вставали, бежали", - явно идет речь о группе детей. Почему детей много? Это большая семья?
По какой причине приходилось вставать тайком? От кого дети могли прятаться и почему?
Смотрите, сколько вопросов возникает уже в самом начале чтения.
Это те вопросы, которые можно обсудить вместе с ребенком, читая с паузами и выслушивая его ответы. Не надо в этот момент давать правильные варианты. Ребенок занимается вместе с вами вероятностным прогнозированием, он предполагает, что происходит и почему. Это очень важный этап чтения текста. Ребенок входит в состояние ожидания, т.е. заинтересовывается.
"Вероятностное прогнозирование всегда содержит возможность различных прогнозов. Поэтому, выдвинув определённое предположение, человек всегда ждёт подтверждения своей правоты. В связи с этим возникает ожидание, которое психологи называют установкой. Дальнейшее чтение окрашено этой установкой-ожиданием".
Чаще всего состояние ожидания бывает неосознанным. Однако, если возникают «ножницы» между ожиданием и развитием событий в тексте, читатель отвечает на это эмоциональной реакцией: «Не может быть!» или «Я этого не ожидал!»
Но чтобы установки работали на понимание, необходимо несколько условий.
Во-первых, нужно, чтобы читатель имел достаточный запас знаний. А вот здесь мама - главный источник этих знаний при совместном чтении. Обязательно расскажите ребенку, что такой детский летний лагерь, добавьте свои воспоминания, если они у вас есть...
Во-вторых, нужно уметь мобилизовать знания, необходимые для прогноза. Как правило, вначале у человека. возникает один вариант прогноза, причём у каждого читателя он может быть индивидуальным. Однако после этого должны появляться варианты, т. е. выдвигаться не одно предположение, а несколько, и это сделает установку обоснованно гибкой.
Наконец, в-третьих, при дальнейшем поступлении информации варианты прогноза должны проверяться (включение самоконтроля), т. е. подвергаться критике, в результате которой будет выбираться наиболее вероятный вариант.
Умственные действия - возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста, появление установки — всё это заполняет сцепления и составляет особый вид общения читателя с текстом, который условно можно назвать диалогом.
Когда читатель ведёт диалог с текстом, он вовсе не всегда использует все операции, и последовательность их тоже бывает разной. Всё это зависит от текста.
При работе с одним и тем же текстом у разных читателей последовательность операций будет одинаковая, а у одного читателя диалог с каждым новым текстом будет строиться по-иному.
Естествен вопрос: нужно ли, чтобы сам ребёнок знал о вcex составляющих процесса понимания? Да, нужно!
Психологами установлено, что само осознание умственных действий помогает их формированию. Важную роль в этом процессе играет проговаривание, когда ребёнок рассказывает взрослому о тех умственных операциях, которые он выполняет в процессе общения с текстом, и о встречающихся трудностях. Такой словесный отчет — средство управления пониманием.
Эксперименты показали, что если у ребёнка сформированы основные операции диалога (постановка вопроса к тексту, прогнозирование его дальнейшего содержания, самоконтроль), то у него вырабатывается сознательное отношение и к остальным звеньям этого процесса.
Он начинает понимать, что предположений может быть несколько, что установка должна быть гибкой и в то же время от неё не нужно отказываться без достаточных оснований.
И напомню главное. Интерес к чтению не возникает сам собой. Наш ребенок еще не читатель, он только в начале пути. Научив соединять буквы в слоги и слова, не оставляйте ребенка один на один с книгой. Ему нужен друг и попутчик. Общие переживания и общие размышления исповедального характера - лучшие скрепы семьи, и здесь ваши главные помощники - чудесные детские книжки.
Читая стихи из списка, постарайтесь учесть мои рекомендации. Прогнозируйте, создавайте установки, задавайте вопросы, представляйте себя героями эти стихотворений. И тогда ребенок их "присвоит" и запомнит.
Чудесного вам совместного чтения, мои читающие мамы!
По материалам журнала "Читайка"
Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
ОтветитьУдалитьСпасибо за такие полезные советы. Думаю, что они пригодятся не только детям, но и некоторым взрослым.
Положа руку на сердце, признаем, что выросло целое поколение "не читающих", то есть не неграмотных, а именно не читающих.В лучшем случае, читающих глянцевые журналы или "легкое чтиво".
А вот серьёзную литературу, классику, (не говорю уже о публицистике) даже не трогают, ссылаясь на отсутствие свободного времени.
Поэтому мой совет и (некоторым) родителям:
- учитесь читать вместе с детьми,
- сделайте книгу (хорошую, качественную) своим лучшим другом и советчиком.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Еще хуже читающие, но не осмысливающие прочитанное. Чтение "по верхам" только во вред. Пусть меньше, но осознанно. Особенно сейчас, когда дети только начинают читать.
УдалитьСпасибо за поддержу!
Эльвира Ульфатовна, добрый день. спасибо за Ваши мудрые советы. С Вашего позволения отправляю ссылку на публикацию с раздел Родительский лекторий школьного сайта. Каждому взрослому эта статься будет очень полезна
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Советы не мои, их дают специалисты... Очень полезные советы. Будет здорово, если мы все будем им следовать
УдалитьДобрый день, Эльвира Ульфатовна. Вы как всегда абсолютно правы. Очень важно не только протараторить вслух стихотворение, но и понять, что этим произведением хотел сказать автор. Иногда слушая, как читает Эдик, уже по его интонации становится понятно, что он не вникает в смысл прочитанных строк. Приходится его останавливать, пояснять о чём произведение, заставлять перечитывать с правильной пунктуацией и верной интонацией. Он злится за то, что я его перебиваю во время чтения, но без этого никуда. В идеале, конечно, после такой расшифровки текста ещё раз прочитать стихотворение самому или прослушать в исполнении взрослого. Спасибо за Ваши напутствия.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Мария Владимировна! Можно избежать "зления", если начинать читать произведение и с самого начала вести диалог. Диалог с автором, задавать вопросы, прогнозировать, проверять прогноз... Тогда есть вероятность, что ошибок в понимании не будет. Эдик с интересом слушает, "цепляется" к словам, пытается (и часто успешно) дать объяснение, но иногда излишняя самоуверенность вредит:) Дети не знают, что именно они не знают. Активность Эдика радует, но есть еще, куда стремиться. Так что - терпения Вам и дальнейшего приятного времяпровождения!
УдалитьЭльвира Ульфатовна, спасибо за полезные советы. К сожалению, многие родители забывают, насколько интересен мир книги. А не читая самому, трудно привить любовь к чтению у детей.
ОтветитьУдалить