воскресенье, 31 мая 2020 г.

3-ий год в проект "Читать не вредно...", или Да здравствует Читательское лето

Здравствуйте, ребята!

 Прошел еще один год нашего участия в проекте "Читать не вредно - вредно не читать"! Прошел он настолько быстро, что я даже оглянуться не успела... Да еще конец вышел таким необычным и ни на что не похожим - дистанционным...
 Вот вы уже - четвероклассники...
Впереди лето! Замечательное жаркое лето, полное безделья и приятного времяпровождения.
А что может быть приятнее, чем встреча с  хорошей книгой? :)
Надеюсь, за этот год вы укрепились в мысли, что читать - это прежде всего беседовать с умным человеком, слушать интересную историю, наслаждаться картинами, появляющимися в воображении благодаря силе слова.
Давайте вспомним, что мы прочитали за год помимо учебника литературного чтения:
  • рассказы В. Драгунского
  • волшебные русские сказки
  • рассказы о животных Веры Чаплиной и Виталия Бианки
  • сказочную повесть А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино"
  • сказочную повесть о Незнайке Н. Носова
  • "Путешествие Голубой стрелы" Д. Родари
  • повесть о приключениях Тома Сойера Марка Твена
  • повести К. Булычева про Алису
  • повесть "Детство Тёмы" 
  • повесть В. Дубровского "Мальчишки в 41"
  • С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" 
Вы отвечали на вопросы анкеты, и я благодарю всех, кто нашел время. Всего было получено 32 ответа. 

 Вот так выглядят ваши ответы на самое понравившееся произведение:
 Самым популярным ответом стали рассказы В. Драгунского и  "Мальчишки в 41" В. Дубровина. Их выбрали 20 человек из 32.
На втором месте  "Приключения Тома Сойера" Марка Твена - 17 человек.
А замыкает тройку лидеров с равным счетом Нильс и Незнайка.

В течение года мы выполняли разные творческие задания по прочитанным произведениям, и вижу, что больше всего вам понравилось создавать диафильмы, а меньше всего - фотороботы. Подумаем над этим в следующем классе...

А эта диаграмма показывает, какое задание дается вам без подсказок взрослых. Вижу, что это кроссворд, рисунок или объемная композиция и отзыв на прочитанное. Удивили! Но приятно удивили. Значит, не зря мы с вами в течение трех лет учились задавать вопросы и формулировать ответы. Диафильм и радиотеатр нетрудным назвали только 4 человека, а фоторобот - только 1. Что говорит о том, что мне есть куда направить вектор движения, и нам надо продолжать учиться находить в тексте слова, позволяющие составить характеристику героев.


 А вот так вы оцениваете ваши умения, полученные за этот год:
Интересно, что находить в тексте слова, позволяющие понять характер персонажа, 18 человек из 32 оценили на "4" - значит - "умею, но иногда затрудняюсь". Почему же тогда фоторобот вызывает столько опасений? Обязательно подумаю над этим.
Умение находить ключевые слова - опорные слова, главные слова вы у себя отметили очень положительно. Ну что тут сказать? :) Мне нравится ваша самоуверенность :)

С чтением помимо списка вышло как-то не очень, вижу, что не все успевают читать что-то еще. Но все равно были названы герои - Виктор Перестукин, Гарри Поттер, Феи, богатыри - Илья Муромец, оруженосец Кашка, Пеппи Длинныйчулок, Вилли Вонка, принц и нищий, доктор Гаспар, Мэри Поппинс, драконы...
Молодцы, ребята!

А любимыми вашими авторами уже стали А. Волков, В. Драгунский, Л. Гераскина, С. Прокофьева, В. Чаплина, Н. Носов, В. Катаев, А. С. Пушкин, К. Булычев, В. Лидерман,  А. Линдгрен, В. Крапивин, С. Экзюпери, М. Твен, А. Гиваргизов. Очень радует, ребята, что вы хоть немного, но ориентируетесь в авторах и их произведениях.

Вы работали весь год, ребята, прекрасно понимая, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, а волшебные палочки, позволяющие достигнуть желаемого, затратив минимальное количество усилий, бывают только в сказках.

Помните, как у Н. Носова:
"Главное, говорил Незнайка, что тот, у кого есть волшебная палочка, может всему без труда научиться, то есть ему даже не нужно учиться, а только взмахнуть палочкой и сказать: хочу, мол, знать арифметику или французский язык, и он сразу станет знать арифметику и заговорит по-французски".

Конечно, тут огромная заслуга ваших родителей, которые контролировали процесс чтения своих детей и выполнения всех моих рекомендаций. Вместе мы достигли многого - класс действительно хорошо и много читает! 

Интересно было читать ваши рассуждения, ребята, о том, прав ли автор высказывания:
 "Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор".

Приведу три, на которые захотелось ответить. Орфографию оставила авторскую...

"Автор прав. Надо читать книги ,чтобы быть умным, а не глупым. Можно больше узнать. Книга даёт знание, а телевизор развлекает". Думаю, что автор обратил внимание, что развлекательные программы по ТВ превалируют над познавательными.

"Я, наверное, соглашусь с этим высказыванием. Мама мне постоянно говорит, что телевизор приносит один вред и от него ничему хорошему не научишься, а наоборот - забудешь всё, что знал. Я понимаю высказывание так, что те люди, кто много читает, у них богатый словарный запас, они много знают всего в разных областях, т.е. они - умные. Те кто смотрит телевизор - полная противоположность. А ведь умные всегда правят глупыми. Мне пока, если честно, немного трудно отказаться от TV, но я буду работать над собой". Поддерживаю твою маму, Леша!

"Я думаю, что человек который много читает- много знает и редко ошибается. Когда ты читаешь, то ты как будто смотришь познавательный фильм и ты получаешь не только радость, но и пользу для мозга. Тот, кто много читает, всегда видит перед собой, что именно он представляет, а кто смотрит телевизор видит уже то, что за него придумали. У читающих людей лучше развито мышление и интеллект". Сережа, ты, как всегда, подробно и ясно изложил свою точку зрения.

 Спасибо за все ваши ответы, ребята! Они замечательны прежде всего тем, что искренни. Познакомиться с таблицей ответов можно здесь

А теперь - о главном.
Летом - продолжаем читать!

За лето читаем книги. Вот РЕКОМЕНДОВАННЫЙ список (на левой панели блога). Напоминаю, что "рекомендованный" не значит - "обязательный. Летом можно читать то, что хочется. Но - читать каждый день!

Кстати, я примерно подсчитала, что на одной странице книги находится (серия "Школьная библиотека") - примерно 250-300 слов. Сколько минут надо на одну страницу? Обращаюсь к тем, кто любит отлынивать и кого еще пугают "толстые" книги! Главное - начать! Потом обязательно станет интересно!

Обязательно прочитай еще раз, что такое отзыв и как его писать

Теперь о летних читательских дневниках.

Я вношу изменения в привычную программу.

В этом году читательский дневник - это не просто привычный вам отзыв, а, например:

1. Рисунок с подходящей цитатой из текста.
2. Поделка  с подходящей цитатой из текста.
3. Понравившиеся цитаты (быть готовым объяснить, почему вы обратили на них внимание).
4. Кроссворд по книге (считается от 10 вопросов).
5. Викторина по книге (считается от 10 вопросов).
6. Паззл со СВОИМ рисунком и подобранной цитатой к этому рисунку.
7. Облако ключевых слов по произведению (25-30 слов).
8. Синквейн на героев или в общем на книгу (2-3 синквейна на одно произведение).
9. Письменный отзыв.
10. Видеоотзыв.
11. Портальные вопросы (10 вопросов) и ответы к ним в виде 2-3 предложений.
12. "Голос книги" - аудионачитка наиболее понравившегося отрывка (2-3 минуты).
12. Ваш вариант, который вы захотите использовать.

Итак, за неделю надо подготовить любую творческую работу из перечисленных. Всего у вас будет 13 работ за лето. Но - условие - 3 из них - это должны быть классические отзывы - письменные или видео. 

Воскресенье лето - это рубеж. Каждое воскресенье я буду отмечать выполнение задания. Таблица "Шаги к успеху", как обычно, на левой панели блога. Напоминаю, что делать задания задним числом за раз категорически нельзя. Лучше тогда вообще не делать.

Где вести дневник?

Если вы решите вести виртуальный дневник, то в блоге. Здесь, прямо в блоге "Букволет".
В правом верхнем углу у вас есть кнопка "Новое сообщение". Открывается новое сообщение, куда вы пишете свой отзыв или публикуете ссылки на творческие работы. Как всегда, я буду помогать, если возникают вопросы.

Если вы решите вести бумажный дневник, то выбираете красивую тетрадь (можно и обычную, ведь ее всегда можно украсить суперобложкой) и пишете и рисуете в ней. А может, это будут отдельные листы и отдельные поделки, которые вы соберете потом в одной папке.

Первая дата проверки - 7 июня.

Постарайтесь не быть похожими на некоторых коротышек из Солнечного города:
"Иной коротышка наобещает с три короба, наговорит, что сделает и это и то, даже горы свернет и вверх ногами перевернет, на самом же деле поработает несколько дней в полную силу, а потом снова понемножку начинает отлынивать".

Начинается наше третье Читательское лето! Ура!!!

4 комментария:

  1. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте!
    С удовольствием буду следить за читательским летом Ваших учеников и, конечно, будет очень интересно видеть и слышать детские отзывы.
    С Вашего позволения, кое-что утащу себе )) В качестве отчётов ))
    P.S. Эльвира Ульфатовна, очень жду и Ваши отзывы! Интересно, что читает летом учитель?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Как Вы понимаете, судя по моему блогу, я только и делаю, что читаю различную методическую и учебную литературу и художественные книги, чаще детскую литературу. И мои отзывы на прочитанное - это компиляция постов в блоге. Различные идеи и полеты фантазии ведь не появляются ниоткуда :)
      Очень рада вниманию учителя русского языка и литературы к работам началки. Ведь вы, учителя среднего звена, очень любите, когда к вам приходят читающие дети. Вот и работаем над этим всеми возможными способами.
      Мне удивительно, когда я слышу слова от том, что привычка читать - это какой-то мистический процесс, повлиять на который мы не можем. Да, согласна, кто-то любит читать, кто-то по доброй воле не откроет книжку. Так что, теперь, махнуть рукой на тех, кто не хочет это делать по доброй воле? В итоге они же вообще не будут читать, во-первых, во-вторых, они будут читать плохо - медленно, невнятно, бессмысленно. Не думаю, что таким ученикам будет легко учиться в средней школе.
      Может, в средней школе можно не контролировать летнее чтение, навык уже сформирован, сильно хуже он не станет. Но в начальной школе потерянные 3 месяца - это критично.
      Поэтому мы с родителями стараемся с двух сторон мотивировать и контролировать чтение детей. Я очень им благодарна за помощь!

      Удалить
    2. Конечно, понимаю, что читаете много! Но так люблю читать Ваши отзывы (помнится, даже блог Вы вели, где писали отзывы).
      Читающие дети... Это, конечно, здОрово. Но хочу, чтобы дети читали так, как у Вас! Вы находите различные способы привлечения к чтению. Я же пока встречала только читательские дневники, которые дети, простите, ненавидят. Я вот всё думаю: неужели учитель прочитает ВСЕ тридцать дневников, в которых по 10 отзывов? Не верю!
      Что касается контроля, Вы, извините, ошибаетесь. К сожалению, даже контроль мой в прошлом году дал цифру в 60% читающих детей. Остальные 40% не читали. И родители не контролировали этот процесс.
      Что имею после сегодняшнего дня? Пока только один комментарий, где ученица указала, какую книгу читает. И всё. При этом сообщение было отправлено всем родителям и всем ученикам.
      Вам, в началке, легче ребёнка, так скажем, приструнить: полное уважение к учителю, огромная помощь родителей. Нам уже сложнее. Но... Зачем жаловаться? Так же, как и Вы, буду стараться контролировать процесс чтения. Кто читает, тот будет читать, кто не читает - никакими пряниками не заставлю. Жаль только не понимают такие дети и родители, что книга развивает ребёнка.
      Спасибо Вам за общение!

      Удалить
    3. Да, я искренне уважаю учителей среднего звена за их труд, мне кажется, что вы все - герои! Конечно, у нас в началке своя спецификам, и первый класс - это год за три, но потом - проще и веселее :)
      И про контроль я тоже не обольщаюсь, чтение ведь чтению рознь, но мы стараемся.
      И на вопрос про проверку 30 дневников. Когда-то я в начале своей деятельности ввела бумажные дневники. 1 раз. Потом, в сентябре, увидев эту стопку, зареклась. Во-первых, проверять их отняло немалое время, во-вторых, я видела по качеству записи, как и когда они писались (в последний момент, как курица лапой и еще и немножко нескладно, мягко говоря), а в-третьих, не было самого главного - обратной связи. Ну проверила я, ну раздала. Никто ведь из детей не исправлял ошибки, да я и не могла их об этом просить. В общем, только поэтому мне нравится виртуальный вариант. Получается система и есть обратная связь.
      Конечно, не идеально, конечно, много спорных моментов. А где он, этот идеал? Так что да, поддерживаю Вас - кто читает, тот будет читать, кто не хочет - ну ... . Как там в пословице: "Лошадь можно подвести к водопою, но невозможно заставить ее пить". Выбор ребенка и родителей.

      Удалить