пятница, 16 февраля 2018 г.

Природа Кубани, или Экскурсия в музей им. Е.Д. Фелицына

Сегодня мы с детьми побывали в историко-археологическом музее им. Е.Д. Фелицына на выставке "Природа и экология Кубани".

Музей находится на улице Гимназической 67, а значит, рядом сквер им. Г. Жукова. Конечно, я не могла затронуть тему истории Краснодара.

Сквер был разбит в 1932 году на месте Александро-Невского собора, взорванного большевиками. Собор восстановлен в 2002 году в начале  ул. Красной, рядом с Екатерининским сквером.
Мемориальная арка с именами людей "Ими гордится Кубань", увенчанная скульптурой Георгия Победоносца, украшает современный сквер.


Бюст маршала Советского Союза Г.К. Жукова встречает на входе.


Говорить в эти дни об освобождении Краснодара от немецко-фашистских захватчиков и о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне - священный долг учителя. Надеюсь, что мои букволеты внимательно слушали и многое понимали...
А историко-археологический музей уже гостеприимно распахнул нам свои двери.

Я намеренно выбрала экспозицию "Природа Кубани". Очень многое для детей кажется привычным, а мне хочется, чтобы у них как можно дольше оставалась привычка удивляться. Экскурсовод Людмила так легко, доступно, но в то же время научно рассказывала об обитателях Краснодарского края, что мы с детьми заслушались.

Два моря есть на территории края. Одно из них - Черное. Причина такого названия вызывает споры, но одна из версий: на глубине нескольких метров в воде растворен сероводород, что делает железо черным, а жизнь (любую) возможной только ближе к поверхности. В Черном море обитают даже акулы - черноморские катраны. Они не опасны для человека, ведь не плавают вблизи берега. Зато скорпена - опасна своим ядом, но при этом она имеет очень вкусное мясо, а рыбаки давно научились ловить и чистить ее так, что есть ее становится возможно.
В Азовском море вода более пресная, поэтому здесь могут обитать осетровые рыбы, а также щука и судак. Раньше на Кубани было так много судака, что им даже топили печи! Увидели мы и камбалу, настоящую чистильщицу морского дна.
Очень интересно было смотреть на чомгу, или поганку, как ее еще называют. Уж очень плохо пахнет у нее мясо, даже охотники никогда на нее не охотятся.
Зато баклана в Японии раньше использовали для охоты-рыбалки! Оденут ему на шею браслет и отпустят в море. Поймает баклан рыбу, а проглотить не может, вот и выплевывает ее в лодку обратно. Бакланы обитают и в Краснодарском крае, но вот, кажется, для охоты не использовались :)
Еще мы узнали, что пеликан, оказывается, очень интересно ловит рыбу. Так как нырять он не умеет, он машет крыльями и гонит рыбу к мелководью, а там уже заглатывает ее в свой тяжелый мешок.
Интересно выглядела выпь. Удивительно, что такая небольшая птица способна издавать рев разъяренного быка.
Раньше на Кубани было много цапель, но сейчас они находятся под охраной. И все из-за желания модниц покрасоваться в затейливых шляпках с перьями. Ведь для изготовления одной такой шляпки нужно было уничтожить 2-3 цапель.
Птица дрофа тоже находится в Красной книге, но совсем по другой причине. Она крупная, мясо у нее вкусное, и к несчастью, во влажную погоду ее перья не смазываются специальной смазкой, птица становится неуклюжей и не может летать. Поэтому ее очень легко убить. Для этого не нужно ружье. Достаточно просто лопаты. 
Есть у нас на Кубани и свой скунс. Называется он - перевязка.
Больше всего я обрадовалась, увидев фазана! Совсем недавно на трассе увидела птицу, очень похожую на фазана, но это было так быстро, что я глазам не поверила. Машины едут, а она деловито бежит себе по делам. Но дело в то, что фазаны очень плохо летают, зато прекрасно бегают, причем не только по ровной поверхности, но и в траве и в кустах. Так что я точно видела фазана! Небольшого, правда :)
Лисы и ежики привели детей в восторг. Кто помнит, ребята, что о них рассказывала экскурсовод Людмила?
Очень меня удивили барсуки! Размером они были крупнее лисицы! Вот это туннели они роют себе под землей. В их квартирах есть и спаленки, и кладовые, и даже санитарные комнаты!
Дальше была зона Кавказского заповедника. Мы узнали, что наши северо-кавказские мишки не впадают в спячку, как остальные медведи. Тепло, климат позволяет бодрствовать всю зиму.
Были еще интересные факты, но оставлю кое-что и для букволетов. Буду ждать дополнений в комментариях. Я ведь не все запомнила:)




Очень понравилось, как вели себя некоторые дети - внимательно слушали, смотрели, запоминали. Обстоятельно и не спеша рассматривали чучела животных и птиц, задавали вопросы... Конечно, уложить в памяти столько информации трудно, даже я ходила за экскурсоводом с блокнотом, но все-таки вот так - без спешки и суеты, можно рассмотреть и запомнить куда больше.

Жаль, что другие ребята во время рассказа экскурсовода пытались как можно быстрее осмотреть зал, бегло пробежаться по всем экспонатам. Им все время казалось, что вот там - интереснее... В итоге я не уверена, что в голове не получилась мешанина и каша. Ничего, будем учиться наблюдать, созерцать, рефлексировать.
Кстати, наша третья поездка в автобусе прошла тихо и достойно. Куда спокойнее, чем в первый раз :)
Так что да, терпение и труд все перетрут.



Понравилась вам экскурсия, ребята? О каких животных вы еще запомнили интересные факты? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо, что поделились с нами замечательной экскурсией! Я узнала очень много о богатейшем животном мире Краснодарского края, о Черном и Азовском море. Мы ведь приезжаем к вам загорать и купаться, а вот о природе и не задумываемся. Обязательно порекомендую своим ребятам Ваш пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Я не в первый раз хожу в этот музей, но каждый раз удивляюсь чему-то, что не заметила раньше :) Очень интересно, очень познавательно и очень полезно проводить так досуг. Многое начинаешь понимать. Часто даже те, кто живет здесь с самого рождения, не задумываются о том, как прекрасен наш край, как разнообразна его природа с двумя морями, с высокими горами, густыми лесами и бескрайними полями. И сколько живет здесь обычных-необычных животных. В каждом регионе есть свои особенности, мы должны ценить их и знать.
      Спасибо Вам за добрые слова!

      Удалить
  2. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна. Спасибо Вам за организацию познавательной экскурсии. Осталось много впечатлений, правда название музея Эдик так и не смог вспомнить. Зато рассказ экскурсовода про полёт орла с горы, про пеликанов и вымирающих зубров, занесённых в Красную книгу, оставил воспоминание навсегда. Я сама не ожидала, что у нас настолько разнообразный животный мир на Кубани и Ваши фотографии тому подтверждение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мария Владимировна и Эдик! Я повторяла названия музея раз 10, и объясняла значения слов "историко-археологический", но ведь для детей это звучало так незнакомо, вот и не запомнили сразу :) Ничего, все еще впереди! А край у нас удивительно богатый, мы еще многое про него будем узнавать и много его пока неизвестных для нас фактов и явлений откроем. За нами не пропадет :)
      В музее столько всего интересного!

      Удалить
  3. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Сережа в восторге от экскурсии, ему очень понравилось! С самого порога он начал рассказывать о своих впечатлениях:-) Рассказал о том, как пеликаны строят свои гнезда, воруя из чужого гнезда веточки. О том, что ежики не такие милые какими кажутся, а настоящие ночные хищники и любят кушать мясо. О том, как лисы охотятся на ежей, подгоняя их к воде, чтобы еж раскрылся ( т.к. он не умеет плавать, ему приходится это сделать), а затем лиса хватает добычу. О том какая птица - кукушка, она не воспитывает своих птенцов, а подкидывает в чужие гнезда, а птенцы в свою очередь, выбрасывают из гнезд птенцов других птиц, вот такой жестокий круг. А вот волки, оказывается, заботливые родители: они обучают своих детей добывать пищу и только после того как будут уверены, что волчата готовы к самостоятельной жизни уходят и дают им возможность проявить свои навыки. Многое сын нам рассказал, можно еще долго перечислять:-) Мне самой стало очень интересно, обязательно посетим этот музей семейно! Спасибо вам за организацию интересного и полезного досуга для наших детей, мне кажется иногда, что Сережа уже знает больше, чем его родители!:-))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Владимировна и Сережа! Вот про ежика я прослушала, наверное, отвлеклась... Спасибо, Сережа, что напомнил такой интересный факт о лисе и еже. Молодец, внимательно слушал и старался запомнить, это важно.
      Обязательно сходите в этот музей. И обязательно с экскурсоводом! Самому совсем не так интересно рассматривать экспонаты, ведь подпись скажет мало, к тому же написаны они сухим научным языком, читать их скучно. А вот экскурсоводы в музее им. Е.Д Фелицына, настоящие профессионалы. Легко, доступно, понятно, но при этом не искажая факты расскажут о флоре и фауне, или об истории и археологии.

      Удалить
  4. Спасибо, что так подробно описали экскурсию и добавили фотографии! С удовольствием прочитали пост и многое узнали нового о природе родного края!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я ходила с блокнотом за экскурсоводом и обязательно научу этому детей :) Как только научимся быстро фиксировать свои заметки. К сожалению, без фиксации все быстро забывается :) Зато потом мне на уроке пригодится такая информация, и дети смогут повторить ее, читая пост и рассматривая фото.
      Спасибо Вам за добрые слова!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Большое спасибо Вам за сегодняшнюю экскурсию в историко-археологический музей. Было очень интересно!
    Экскурсовод рассказала о том, что лисы ловят ёжиков, подгоняя поближе к воде и хватают их за живот. А ёжики охотятся на змей. Шакалы очень трусливы и воют когда им страшно.
    Птица чомга (поганка) живет на нашем Карасунском озере. Очень интересно наблюдать за ее поведением во время прогулок. Она ныряет под воду дольше всех остальных уток.
    Еще мне запомнились древние окаменелости в виде больших улиток. Я знаю, что они называются аммониты. Это моллюски, которые жили на земле во времена динозавров.
    Влада К.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Влада, ты видела чомгу?! Я только издалека наблюдала, не была уверена в названии. Как же тебе повезло!
      А окаменелости - аммониты - в очень большом количестве в п. Гончарка под Майкопом. Может, сможем туда съездить. Зрелище незабываемое!

      Удалить
  6. Мне понравился поход в музей. Там было много интересного. Мне понравились рогатые животные: зубр, горный козел, олень. Таких животных я никогда еще не видела. Очень мне понравилась природа Краснодарского края и с удовольствием сходила бы еще раз с родителями и показала бы им, ту красоту, с которой самой удалось познакомиться. Ева

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличная идея, Ева, сходить в музей с родителями. Постарайся уговорить маму и папу найти на это время! Я сама уже не в первый раз в этом музее, а каждый раз что-то новое узнаю. Любить место, в котором ты живешь - это значит знать его и интересоваться им. Рада, что тебе понравилось в музее!

      Удалить
  7. Здравствуйте Эльвира Ульфатовна! Мне очень понравилась наша поездка в музей им. Е.Д.Фелицына, и я тоже не запомнила его название. Я узнала много нового и интересного про животных нашего края. Про то что кукушка плохая мама и она подбрасывает свои яйца в чужие гнезда.Что ежик не такой милый, а на самом деле хищник. Я удивилась что барсуки такого большого размера, а куница похожа на белку, и она ими питается. А волки похожи на бродячих собак.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Настя! Рада, что тебе понравилась поездка и ты многое узнала! Иногда перечитывай этот пост, чтобы запомнить крепко накрепко и обязательно уговори маму сходить с тобой в историко-археологический музей им. Е.Д. Фелицына еще раз!

      Удалить
  8. Здравствуйте Эльвира Ульфатовна! Спасибо Вам большое за очередную познавательную экскурсию в музей. Мне было очень интересно рассматривать экспонаты. Особенно мне запомнились кукушки. Оказалось, что они плохие родители, т.к. подбрасывают яйца другим птицам, из которых потом вылупляются кукушата. Кукушата очень "чистоплотные" птенцы, наводя порядок в чужом гнезде, они выбрасывают яйца птиц. Еще интересно было слушать про лис. Я узнал, что они в какой-то степени помогают человеку, уничтожая грызунов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Арсений! Ты умница, слушал внимательно и с интересом, ходил за экскурсоводом хвостиком :)
      Замечательный у нас край, правда же?! Столько всего необычного-обычного, если быть наблюдательным и любознательным.

      Удалить
  9. Эльвира Ульфатовна,здравствуйте.Вот и я с вами побывала на экскурсии а любимом музее,с которым сотрудничаю более двадцати лет.Городским детям необходимо познавать природу края,историю.Знаю,что сотрудники музея всегда адаптируют информацию к восприятию определенной аудиторией.Да и класс, как на ладони.Видно,кто в неформальной обстановке себя проявляет.Группа детей с произвольным вниманием и в учёбе проявит себя.А "живчики"...Вы правы, с ними ещё работать и работать.Но своё,что-то оригинальное,они точно запомнили.
    С уважением

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте Эльвира Ульфатовна! Мне очень понравилась наша поездка в музей им. Е.Д.Фелицына. Я удивился какой у нас чудесный и удивительный край. Здесь столько разнообразных животных. Мне понравились многие, но больше всего лисы, олени, волки и медведь. Я не знал,что в нашем крае есть олени.Обитают они в Красном лесу.Я узнал, что олени сбрасывают рога зимой. Очень удивился увидев медведя, не думал , что они у нас обитают. Мне очень понравилась экскурсия, я много узнал про свой край.

    ОтветитьУдалить