понедельник, 30 июля 2018 г.

Читательское лето (часть 9)

фото Егора
Приятно, когда дети ждут проверки своего дневника и хотят получить от учителя комментарий, все ли там в порядке. Значит, привыкли... Это я после общения с ребенком-учеником пишу. Ефрем очень ждал, когда же его дневник будет проверен наконец :)

Щекотливая тема - ведение летних читательских дневников.

Комментарии от учителей я получаю разные...

Одни удивляются, другие негодуют.

Дети летом должны отдыхать, а я рискую нарваться на разбирательства чуть ли не на уровне министерства, организуя для детей 1 (!) класса домашнее задание на лето... Работу делают родители, поэтому толку никакого не будет, только потраченные нервы и время (интересно, я за свои время и нервы не переживаю:))... С какой стати учитель во время своего отпуска должен заниматься рабочими моментами... Ну и так далее...

Помилуйте, я же не 100 баксов, чтобы нравится всем :) Собака лает, караван идет.

Примерно такими словами я отвечаю своим оппонентам-коллегам, которые жалуются, что дети читают мало и плохо, но при этом не могут или не хотят организовать своих детей на чтение.

Разбирательства?.. Конечно, очень неприятно. Но будем решать проблемы по мере их поступления, в конце концов.

И перейдем к приятному - что же прочитали мои ребята на этой неделе. Заглянем в их читательские дневники...

Эдик очень меня порадовал в очередной раз. Вот эти слова: "Когда я представил, как Котьке было страшно..." дорого стоят.

Сережа сделал вывод, что сказка про утенка Тима учит помогать друг другу.

Дети примеряют на себя поступки героев.Олег попытался провести сравнение между героями рассказа "Чук и Гек" и собой. Спасибо, Олег!

Разные зверята могут дружить между собой, и даже могут подружить своих мам, рассуждает Никита.

Нельзя обижать слабых, говорит Настя С. Хороший вывод, но, мне кажется, Насте надо быть самостоятельнее в суждениях. Смелее, Настя!

Миша в своем отзыве обошелся слишком общими фразами. Жаль, хотелось послушать его мысли о прочитанном :)

Максим К. переживал за поросенка Икара, удастся ли ему исполнить мечту или нет. Интересно, а была ли у тебя, Максим, мечта, которую ты очень хотел исполнить?

Лика решила написать отзыв-рекомендацию и порекомендовала всем прочитать книгу А. Борисовой "Записки для моих потомков". Ее читает Лике мама, и книга такая смешная и интересная, что читать ее равнодушно невозможно. Не знаю, что меня больше порадовало - что Лика написала такой восторженный, хоть и немного сумбурный отзыв, или то, что книгу ей мама читает :) Это просто чудесно!

Лера Н. написала свой отзыв полностью сама. По критериям выполнена структура отзыва, мысли выражены свои собственные, безыскусные и непосредственные. Очень мне дорога такая работа. Конечно, ошибки орфографические, речевые/грамматические есть, но я буду использовать отзыв Леры как точку отсчета :) Спасибо, Лера! Обязательно прочти мой комментарий! Он поможет тебе шагнуть вперед.

Лера В. всегда берет во внимание все мои рекомендации и вносит исправления в уже сданную работу. Это чудесно! Отличный отзыв, Лера, в итоге получился!

Читать рассказы Виктора Драгунского - одно удовольствие, говорит Ефрем! И делает правильные выводы - как надо поступать, а как не надо. Отлично!

 Люблю отзывы Данила - сдержанные, но при этом полные его личных впечатлений. Красота!

Смекалка помогает в любой ситуации, говорит Вова. Очень хороший отзыв получился, Вова, спасибо! Кстати, какой синоним можно подобрать к слову "смекалистый?

Любить и ценить красоту вокруг учит Паровозик из Ромашково, говорит Ваня.

После прочтения сказки о козленке, который умел считать до десяти, Артем сделал вывод - кто знаниями обладает, тот повсюду побеждает. Умница, Артем!

С Крокодилом Геной можно хоть в разведку, сделал вывод Арсений. Во как! :)

Я на этой неделе прочитала (в очередной раз!) брошюру В.Н. Зайцева "Резервы обучения чтению". Книга, когда-то на заре моей педагогической деятельности перевернувшая мой стиль работы.
Цитата из книги: «Диапазон оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) —это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат»

А сейчас читаю В. Сухомлинского (любому учителю знакома эта фамилия) "Разговор с молодым директором школы". Нет, я не хочу быть директором школы :) В наше время директор - это не учитель учителей, а хороший менеджер. Читаю эту книгу именно потому, что в ней говорится о чтении детей младших классов.
Цитаты из книги: "В начальной школе надо научить детей пользоваться инструментом, с помощью которого человек всю жизнь овладевает знаниями", т.е. инструментом, с помощью которого они научатся учиться. "В этом инструменте 5 умений: наблюдать явления окружающего мира; думать; выражать мысль о том, что я вижу, делаю, думаю, наблюдаю; читать; писать".
"Быстрое, беглое чтение - это не какое-то ускоренное чтение, доступное только самым способным ученикам. Это нормальное чтение, которым обязательно должен овладеть каждый ученик. Рассчитано оно на ученика средних способностей. Быстрое чтение - это чтение от 150 до 300  слов в минуту".

 Читательское лето продолжается...

10 комментариев:

  1. Активно проходит лето у ребят, сколько уже прочитано!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стараемся, Анна Борисовна!:) Всегда рады Вашим комментариям!

      Удалить
  2. Читательские дневники - это инструмент, который помогает ребятам делиться впечатлениями, узнавать как продвигаются дела у одноклассниках (это же очень любопытно), формирует некую ответственность. Это здорово! Кроме того, самостоятельное оформление дневников (а моя дочь старается сама оформлять дневник, я помогаю тогда, когда она уже устала искать буквы на клавиатуре) позволило овладеть основами работы в программе, дети могут сами выбрать фон, поставить изображение, шрифт-размер-цвет шрифта...они понимают, что компьютер - это не только игры, но ещё и полезные функции. Я хвастаюсь тем, что у нас так организовано читательское лето ))) А ещё важно!!! ЧТЕНИЕ - ЭТО НЕ МУЧЕНИЕ!!!
    Отдельно задели слова о домашнем задании на лето. Мы читаем книги детям, а потом с детьми с раннего возраста, рассматриваем иллюстрации, вспоминаем сюжет сказок. Это что тоже нужно воспринимать как урок (задание)?! Прошлым летом без дневника никто не читал??? Читать книги - это интересно, увлекательно для ребёнка...вот и всё! И, безусловно, очень полезно! Сейчас дети научились уже хорошо читать сами, а мы лишь поддерживаем интерес к книге и продолжаем читать вместе или делиться прочитанным самостоятельно - это здорово!
    Столько интересных книг и столько свободного времени!!!
    Так вот, СПАСИБО Эльвира Ульфатовна, за Ваше внимательное отношение к детям и своей работе. Ребята действительно ждут комментариев. А знаете как гордятся, когда читают слова похвалы!!! Дорогого стоит Ваш труд!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина Григорьевна! Я отслеживаю успех детей, всегда отмечаю те обороты и фразы, которые сказаны самим ребенком, вижу, что у некоторых детей виден прогресс. К тому же, благодаря читательским дневникам (виртуальным, прежде всего), я могу наблюдать за тем, как расширяется круг чтения детей. Уверена, что многие писатели и литературные герои уже входят в их внутренний мир. Книги позволяют проживать несколько жизней, создавать свой собственный мир, строить свою траекторию развития. Но все это только тогда, когда само чтение начинает приносить удовольствие, и здесь без хорошей техники чтения не обойтись. А чтобы ее нарастить, опять же - надо читать. Вот такой замкнутый круг. Надеюсь, что мы с детьми успешно из него выйдем в конце 4-ого класса :)
      Спасибо Вам за добрые слова поддержки!

      Удалить
  3. Помню свои дневники. нравилось писать и рисовать в них)
    Дочка тоже украшательством занималась)
    А сын очень подробно писал. До сих пор обожает русский и литературу)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я в детстве вела и дневник читателя, и песенник, и даже иногда собственный дневник :) Очень любила в этих тетрадях оформлять все рисунками, наклеивать. Что-то типа современного скрапбукинга. В дневник читателя выписывала цитаты понравившиеся... Хотя я и до сих пор такой цитатник веду. В обычной бумажной тетради. Без рисунков, правда, уже. Но веду :)

      Удалить
  4. Добрый день, Эльвира Ульфатовна. К Вашему посту хочу заметить, что ведение читательского дневника 1 раз в неделю это не такое уж непосильное занятие как кажется на первый взгляд. Мы, например, читательский дневник заполняем в 2 этапа: сначала пишем отзыв, а на следующий день размещаем и оформляем уже в компьютере. На отзыв уходит 1 час в неделю и этот час заимствован не у прогулок на свежем воздухе, а у игр в телефоне. Поэтому стоит задуматься, что для наших детей полезнее. Прошло 2 месяца лета и я уже вижу результат того, что Эдик не только не забыл как пишутся буквы, но и приобрел определенную скорость печати на клавиатуре. Несильно напрягаясь, а размещая отзывы регулярно, для наших детей не будет стрессом опять окунуться в учебный год в сентябре. Конечно, ребенок предпочитает больше валяться на диване с планшетом или с телефоном, чем размещать отзыв о прочитанном, но у каждого должны быть свои обязанности даже на каникулах, а в этом возрасте учение это и есть их обязанности. Мне кажется каждый родитель сам должен распланировать отдых своих детей, но найти 12 часов на написание двенадцати отзывов среди 92 дней лета посильно каждому.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина Владимировна! Мне нравится, что Эдик все лучше и лучше формулирует мысли так, чтобы уложиться в определенный объем.
      Да и у многих детей вижу прогресс. Думаю, и привычка читать вдумчиво и с интересом тоже со временем появится. Сейчас для наших детей еще на первом месте сам процесс чтения - соединения букв в слова, слов в предложение и извлечение из него смысла. Пока скорость чтения низкая, об удовольствии говорить рано. Но я знаю, что есть книги, которые уже "зацепили" :) Вода камень точит, говорят. Так что вместе мы научим наших детей обращаться к книге с желанием.
      Спасибо Вам еще раз за поддежку!

      Удалить
  5. Троицкая Елена31 июля 2018 г. в 13:46

    Добрый день, Эльвира Ульфатовна! Сначала ребенку трудно ходить, но он постепенно тренируется.
    Со временем уже не просто ходит, но бегает, прыгает, и делает это с удовольствием. Так и с чтением. Данилу уже интересно не просто прочитать, но поделиться со мной сюжетом, обсудить прочитанное, сделать выводы и помечтать) Спасибо за Ваши советы и установленный режим, к которому мы, в общем-то, легко привыкли. Дневник дисциплинирует!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
      Я очень люблю отзывы Данила :) Мне нравится, что они всегда открытые, а значит, я могу узнать Данила лучше.
      И Вы правы: дисциплина - залог успеха. Систематическое ежедневное чтение 20-30 минут в день (каждый день) - и вырастет техника чтения, а значит, первый самый трудный этап будет преодолен, мы сможем приступить ко второму - воспитанию отношения к чтению не как к обязательному и мучительному процессу, а как к возможности обогатиться новыми впечатлениями, эмоциями, чувствами, знаниями и "полезностями" :)
      Большое спасибо Вам за поддержку!

      Удалить