воскресенье, 30 декабря 2018 г.

Друг по переписке (часть 3)

В сентябре мы с детьми начали участие в проекте "Друг по переписке".

Прочитала я о нем в блоге Юлии Николаевны Понятовской, учителя начальных классов из Липецкой области и очень заинтересовалась. Помню, как сама когда-то стабильно получала каждую неделю письма от своих друзей. Был у меня такой интенсивный эпистолярный период в жизни:)

Конечно, я рассказала об этом проекте родителям детей своего класса. Многие восприняли идею с энтузиазмом, тоже вспомнив свое эпистолярное прошлое :)

Учительницу, желающую вместе со мной участвовать, я нашла в городе Санкт-Петербурге. В 1 классе мы вместе с другими ученическими командами участвовали в проекте "Шире круг" на сайте Nachalka.com, так и познакомились.

Активная, любящая свою работу и своих детей, желающая освоить новые технологии и в то же время отдающая серьезную дань традиционным методам Ирина Николаевна Овсянникова, учительница 2 класса ГБОУ 509 из города Санкт-Петербурга поддержала идею научить детей письменно выражать свои мысли, используя для этого привычный когда-то нам способ общения на расстоянии - бумажные письма.


Наш класс начал первый.

Письма букволетов так и начинались - "Здравствуй, незнакомый друг!".
Букволеты очень удивлялись сначала, что письмо должно непременно писаться по определенной структуре, что в нем есть определенные выражения, что должен быть определенный объем. Но в первый раз все прошло очень хорошо. Дети задавали вопросы и рассказывали о себе.
Письма дети положили в обычный конверт, подписали его по правилам (опять, оказывается, есть определенные правила), на адрес школы в Санкт-Петербурге, мы вложили рисунки о нашем чудесном южном городе и потом начала действовать я.

Конверты дети НЕ ЗАПЕЧАТЫВАЛИ. Почему я выделяю это слово? Одну маму в нашем классе очень смутило потом, что дети получили незапечатанные конверты. Мол, откуда письмо? Разве письмо так может дойти? Я так и не поняла конкретно, что именно встревожило маму, поэтому еще раз вношу уточнение.

Проект - УЧЕБНЫЙ!. Это значит, что я буду держать под контролем все, что в этом проекте делают дети. И даже прочитывать их письма. И письма детей из Питера тоже. Так же, как и Ирина Николаевна. Кстати, обратите внимание, что на фотографиях внизу поста дети Ирины Николаевны с нашими письмами в руках :)

А вот они же на своем празднике в классе 26 декабря! Мы ведь общаемся с Ириной Николаевной по воцапу.

Поэтому дети не запечатывают свои письма, ведь все равно я потом отправляю их в одном большом общем конверте в виде бандероли. Ничего не потеряется и не выпадет. Дети не запечатывают свои конверты еще и потому, что в последний момент любят что-то доложить в свое письмо.

Как бы то ни было, я немного расстроилась сначала после беседы с мамой, которая заставила меня почувствовать себя недальновидной авантюристкой, особенно после слов: "Какой еще класс или школа участвует в этом проекте?" Никакой. Никакая. Только мы.

Но, немного подумав, решила, что продолжать мы все равно будем.

Тем более что реакция детей - восхитительная. На празднике в качестве новогоднего подарка я выдала букволетам письма, и дети тут же начали их читать! С упоением! Разве это не здорово!





Теперь еще немного о трудностях, которые мы преодолеваем в этом проекте...

Уже во второй раз написания своего письма дети столкнулись с проблемой - а что писать-то?
Вопросы они задавали. Общую информацию о своих новых друзьях узнали. Общую информацию о себе рассказали. Увлечения, возраст, любимые школьные предметы. А еще?

И вот тут начинается самое интересное :)

Надо учиться сочинять и рассказывать историю.

Сочинять - не в смысле фантазировать, а в смысле - формулировать.
Обычный день тоже может быть удивительным или таким, о котором хочется рассказать. Для
этого надо учиться видеть счастье или чудеса в мелочах. Быть наблюдательным. Уметь рефлексировать. Уметь рассказывать интересно. Уметь проводить аналогии и сравнения. Уметь образно выражать свои мысли. Этому мы и учимся, когда пишем письма. Разве это не здорово?

В этот раз дети получили свои письма прямо перед праздниками, и я разрешила им самим написать ответ.
Что можно написать?
Сначала - приветствие.
Потом - поздравление с Новым годом и пожелания.
А уже дальше - рассказ о том, как провел новогодние каникулы. Что видел? Куда ездил? Что читал? Что вообще запомнилось за эти дни? И самое главное - почему запомнилось? На какие воспоминания натолкнуло то или иное событие?
Дальше задаем вопрос: а что новенького случилось у друга/подруги?
Прощаемся по правилам.
При желании письмо можно раскрасить. Эх, какие шедевры иной раз получают/отправляют дети! Красота!
Все.

Объем письма - не меньше листа. Две страницы.

После каникул, 9 января, приносим письмо в школу. Здесь мы вместе подпишем конверты, я обязательно просмотрю письма и потом - отправим их в Санкт-Петербуг.
Наши новые друзья ждут ответы с нетерпением!

Читать еще по теме:

13 комментариев:

  1. Замечательное дело - друг по переписке, Эльвира Ульфатовна! Помню, как ждала я писем в детстве от далекого друга...
    Поздравляем Вас с наступающим Новым годом!
    В этот, самый волшебный праздник в году, хочется пожелать прежде всего исполнения желаний. Ведь в какой еще другой праздник мы так искренне верим в чудо и волшебство. А ребята поделятся после каникул этими "чудесами" с друзьями!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я уже подготовила список своих желаний :) Обязательно загадаю их под бой курантов :)
      Спасибо за поздравления и пожелания, Анна Анатольевна! И Вам - исполнения мечты самой заветной!
      Будем ждать писем детей с рассказами обязательно!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    Необычное занятие для современных ребят, ведь одно дело перебрасываться короткими фразами в повседневном общении, а другое дело написать связный рассказ в письме. Но это очень полезный опыт будет для ребят.
    Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Пусть здоровье, мир, счастье и радость идут всегда с Вами рядом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда Владимировна! Необычный, непривычный, но все-таки интересный.
      Спасибо Вам за добрые слова! Мира и благополучия Вам в Новом году!

      Удалить
  3. Добрый вечер,Эльвира Ульфатовна! Когда первый раз писали письмо ,незнакомому другу,даже мне было так удивительно и необычно)! А когда пришёл ответ было так интересно читать письмо от ребенка с другого города. Артём очень был рад получить письмо на празднике. Он с большим удовольствием читал,а потом рассказывал мне,о чем написал ,теперь уже,его друг по переписке. Я считаю ,что это очень интересная и нужная ,тем более в наше время,задумка! У детей по моему мнению развивается мышление,правописание,рассуждения,фантазия (как красиво и красочно оформить и написать) А как же здорово знать ,что в другом городе есть друг,с которым можно поделиться чем то радостным или грустным,своими взлетами или подениями, а так же ,что и с тобой кто то делится своими рассказами. Артёму,да и мне,очень нравится эта идея с письмами. Всех читателей блога с наступающим Новым годом! Всем добра,мира,позитива! Хороших друзей,и главное здоровья!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Екатерина Евгеньевна!
      Я видела, с каким восторгом читали дети письма, даже не слышали, что праздник продолжается. Конечно, здорово, если дети подружатся, но это только бонус :)
      Очень рада, что Артему нравится проект, и особенно радует, что он рассказывает о своем новом друге, делится... Пусть так будет всегда!
      С Новым годом Вас и Вашу семью, Екатерина Евгеньевна! Пусть мечты сбываются в новом году!

      Удалить
  4. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Нам с Никитой очень нравится идея обмена письмами. Как мне кажется, благодаря этому интересному увлечению, дети тренируют логическое мышление и привыкают к неким правилам в общении с собеседником. Также стоит отметить, что с помощью писем, ребята тренируются излагать свои мысли на бумаге, а это очень полезный навык!
    А наблюдать за тем, как Никита радуется письму, просто загляденье!
    Всех с наступающим Новым годом! Хочу пожелать Вам счастья, удачи и здоровья. А главное - чтобы дети Вас всегда радовали:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана Александровна! Дети у меня замечательные - открытые и добрые! Они всегда меня радуют и всегда мне кажутся самыми лучшими! :)
      Спасибо за Ваш отзыв, мне важна поддержка :)
      С новым годом Вас и Вашу семью! Пусть и Вас дети Ваши только радуют! Светлых и ярких дней в новом году Вашей семье!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    Это просто замечательно - писать письма!
    Современные дети свели это искусство к короткому обмену СМСками, или вообще лайкам.
    Возникает проблема - дети не могут письменно выразить свои мысли.
    Писать школьное сочинение - это одно. Там есть тема, есть определенные границы, за которые выходить нельзя.
    А письмо - это выражение себя. Можно написать именно свои мысли, свои домыслы.
    Тут главное не переусердствовать и не превратить интересную переписку в навязчивые указания.
    Ребята молодцы!
    А первом классе уже пишут письма. Самые настоящие!
    Это прекрасно!
    С наступающим Новым Годом!
    Пусть исполнятся все ваши мечты!

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! А мы - во втором классе :) И проект начали во втором, в первом не решились.
    Конечно, в письмах можно выражать себя, чуть позже дети это поймут. И это поможет им и самих себя понять лучше.
    А без указаний никак. Будем стараться свести их к минимуму :) В виде вектора, направления, когда необходимо.
    Спасибо Вам за поздравления!
    Мечт так много, что даже немного страшно :) Но очень хочется, чтобы все сбылись.
    С Новым годом Вас! Пусть Свинка принесет удачу в новом году!

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Какая же это замечательная идея - переписываться со сверстниками из другого города! Я рассказала Арсению, как в своем школьном детстве переписывалась с девочками из Белоруссии, Киргизии. Как же это было интересно, получать долгожданные письма. Его очень заинтересовал этот проект. Сначала возник вопрос: О чем и как писать? Но, как говорится, лиха беда начало... А потом томительное ожидание ответа от друга по переписке. Как же приятно было смотреть на радостные лица деток, когда на празднике они получили долгожданные письма.
    Огромный плюс проекта - детки научатся формулировать свои мысли, последовательно и грамотно излагать их на бумаге. Ведь в век гаджетов и современных технологий, все наше общение в основном сводится к тому, чтобы отправить друг другу открыточку или смайлик и все...
    Огромное спасибо Вам, Эльвира Ульфатовна, что учите наших детей основам и тонкостям незаслуженно забытого эпистолярного жанра.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за поддержку, Марина Владимировна! Будем продолжать обязательно, мы должны многому научиться в этом проекте :)

      Удалить
  8. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Мне очень понравилась Ваша идея научить детей писать письма.Это очень ценный опыт в общении, в умении делиться эмоциями, правильно излагать свои мысли. Сейчас уже многие не пишут письма, дети не разу не видели их в почтовых ящиках. А письмо это "частичка души". Когда пишешь письмо вкладываешь "душу", делишься самым интересным, веселым, а потом ждешь ответ и с нетерпением проверяешь почтовый ящик.
    Нам с сыном очень понравилось писать письма. Сперва непонятно кому, о чем, а сейчас просто: это ровесник, "тезка", совпадают интересы, увлечения, с ним можно поделиться своими переживаниями. Это здорово, что есть друг который живет в другом городе и ему можно написать письмо.

    ОтветитьУдалить