среда, 22 апреля 2020 г.

В. Дубровин "Мальчишки в сорок первом", или Вовка - герой

Здравствуйте, ребята!

Вы читаете книгу Виктора Дубровина "Мальчишки в сорок первом".
Спасибо вам за ваши вопросы, они показывают, как вы читаете - глубоко или поверхностно, быстро или медленно, с чувством или равнодушно. У каждой книги свой читатель, что тут скажешь.

Читая эту книгу, я представляла мальчишку, чуть старше вас. Ему 12 лет, а вам - 10.

Вовка до войны и после первой блокадной зимы - это два разных человека. Как вы думаете? Вы согласны со мной?

Сравните его мысли до войны и после:
1. О красноармейцах.
2. О подвиге.
3. О хлебе.
4. Отношение к музыке

Я всегда, когда читаю, делаю пометки или закладки на тех моментах, которые меня "зацепили". Например, в этой книге это были такие слова: "... страх - плохой советчик".



Кто из вас найдет это место в книге? Вы согласны с автором?

Обратили ли вы внимание на название музыки, которая так потрясла Вовку? Седьмая симфония композитора Д.Д. Шостаковича. Мы слушали ее отрывки на уроке. Эта симфония, состоящая из 4-х частей, была посвящена городу Ленинграду и его несгибаемым защитникам. Обратите внимание, что услышал в ней Вовка? И как автор описывает его состояние и Жеки после прослушивания?

Можете, при желании, послушать эту музыку. Что услышите в ней вы?

Буду ждать ваших мыслей по поводу прочитанного, ребята! На что вы еще обратили внимание, когда читали. Что вас потрясло и не оставило равнодушным?

Еще по теме:

13 комментариев:

  1. Добрый день,Эльвира Ульфатовна и ребята!
    Я прочитал книгу В.Дубровина "Мальчишки в сорок первом".Начинается произведение с описания мирного времени дачников,когда Вовка с сестрой и матерью отдыхал на даче.Но мирный ход времени нарушает колокол пожарной каланчи.Людям сообщили о войне.Война врывается в жизнь Вовки как что-то новое,непонятное.Вместе с другом Женькой Вовка мечтает попасть на войну,убивать врагов,ловить шпионов.Но вскоре все меняется,мальчишки понимают,что война не всегда помогает стать героем. Много испытаний выдержал Вовка:и смерть отца,и болезнь матери,и холод,и страшный голод."Я боялся голода,а страх -плохой советчик.Дай ему волю,не возьми себя в руки-много будет бед".Но Вовка верит в победу!
    Ваня.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день,Эльвира Ульфатовна и ребята!
    Мне очень понравилось произведение В.Дубровина «Мальчишки в сорок первом».Эта книга рассказывает о жизни в блокаду,точнее о выживании.Про мальчиков друзей ,которые живут в Ленинграде и вдруг в их жизнь врывается война.Для них война как приключение,но они не подозревают,что война принесёт голод,холод и боль и их жизнь уже не будет прежней!Особенно меня зацепил момент,когда мальчик Вова восклицает «Уж лучше бы не жить»,я сразу представил его на войне как ему там было плохо и в каких условиях они жили,мне стало их очень жалко.Но они всё равно всегда друг другу помогали и поддерживали.Этот рассказ учит ценить жизнь,дружбу,уметь прощать и никогда не терять надежду!Вова К

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день,Эльвира Ульфатовна и ребята! Я прочитал книгу В.Дубровина "Мальчишки в сорок первом". Меня это произведение очень потрясло. Главный герой Вовка со своим другом Женькой мечтают быть героями-красноармейцами, но на фронт их не берут в силу возраста. Эвакуироваться Вовка наотрез отказался, потому что хочет быть полезным в Ленинграде. Вместе со своим другом Женькой и фронтовым взводом он помогает семьям фронтовиков, отоваривает продуктовые карточки. Но жуткий голод, холодная зима без отопления, смерть отца и болезнь матери чуть было не сломали его. Как же он был рад, когда снова увидел живого Женьку, своих друзей и учительницу Александру Афанасьевну, совсем постаревшую и худенькую. И слова на красном полотнище "Добро пожаловать в родную школу" вызывали радостное и громкое сердцебиение.
    Эдик

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна и ребята! Меня очень потрясла глава "Волшебные звуки",где Екатерина Ивановна исполнила отрывки из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. В этой главе Вовка переживаете и вспоминает то, что случилось с ним в последнее время. "Я сидел как во сне. Я даже не сразу вспомнил, где нахожусь." "Женька сидел, упёршись руками в колени, и смотрел так, будто сквозь стену видит." Меня тоже симфония потрясла и не оставила равнодушным. Эта книга похожа на симфонию, сначала всё спокойно, весело, а потом возвращение в город, беспокойство и звуки усиливаются, тревога и боль. Тяжёлые и голодные времена, смерть отца. Это очень сильная и красивая музыка.
    Максим К.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна и ребята! Немного трудно было читать книгу В.Дубровина "Мальчишки в сорок первом". Многие моменты было тяжело представлять. Например, тот момент когда в гости к Вовке пришёл дядя Дима, когда уже не было надежды, что Женька жив, что его не разорвало под взрывом снаряда. Ещё был момент когда Вовка шёл на школьную ёлку и по пути заглянул в пустынный дом умерших Ершовых. В такие моменты слезы наворачиваются на глаза. Но не смотря на эти моменты В.Дубровин написал чудесную книгу.
    В этой книге мы видим трансформацию ребёнка, который не представлял, что такое война, блокада, голод, смерть близких и друзей, холод, в человека, который понял, что война это не просто какое-нибудь там одно сражение и всё она закончилась, нет, он понял, что война это не игрушки. Он прочувствовал на себе голод, холод и лишения. Он стал ценить маленький кусочек хлеба больше чем раньше всякие вкусности.
    Даша

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна и ребята! Меня зацепила глава "В нашем старом доме", а особенно момент когда Вовка,вернувшись домой, нашёл баночку с мазью. Вока помнил момент,когда Женька называл её "Боксёрской мазью" и выдрал с силой у него клок волос
    " у меня будто молния блеснула". Тогда Вовка очень обиделся на Женьку. А теперь он,испытав все ужасы войны и думая,что Женька погиб,стал размышлять по другому." Тогда я был зол на него,а теперь пускай бы все волосы повыдёргивал у меня, только бы сам жив остался".Я считаю, что это и есть настоящая дружба.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна и ребята! Я познакомился с автобиографической повестью В. Дубровина "Мальчишки в сорок первом". С комом в горле, со слезами читали мы с мамой эту книгу. Как и большинству жителей Ленинграда многое пришлось пережить Вовке: голод, холод, бомбардировки, смерть отца, сам чуть не замерз однажды на улице. Но Вовка старался не сдаваться, все время думал, как бы побольше помочь фронту. Со своим отрядом взял шефство над семьями фронтовиков, получая по карточкам для них хлеб. Вместе с другом Женькой они мечтали поймать диверсанта и даже несколько раз пытались записаться на фронт добровольцами.
    Тяжелей всего читать в повести о голоде. Это наверное самое страшное испытание. В главе "Крендели" Вовка рассказывает какой была булочная до войны:
    ...До войны в этой булочной чего только не было! Крендели с маком, политые сахаром, с ванилью, разные пироги, сайки... пряники, бублики, сухари... Люди хлеб покупали только самый свежий, чтобы еще теплый был. А в блокаду все стало совсем иначе. Хлеб чем черствее был, тем лучше, потому что он легче. Но в войну весь хлеб тяжелым был, потому что делали его не из чистой муки, а со всякими примесями. Пятьдесят граммов были меньше спичечного коробка. Еду готовили из того, что находили. Из столярного клея варили студень, суп был из костей и соли. Чтобы подлечить заболевшую маму, Вовка собирал крапиву, щавель, лебеду. Даже кожу от дивана использовали для супа. Но никакие ужасы не сломили ленинградцев, они выстояли.
    Арсений.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте,Эльвира Ульфатовна и ребята!"Звуки музыки то весело резвились,то плыли куда-то-лёгкие чистые изящные.Мне вспоминалась наша дача,река.Белые облака плывут в синей вышине.Лес машет им зелёными ветвями.Птицы поют.Неожиданно музыка резко изменилась.В ней слышались теперь тревога и боль.И как-то сам собой возник в памяти вокзал,заплаканная Галка и жмущаяся к моим ногам,присмиревшая собака.В музыке нарастали леденящие,надрывные звуки...Передо мной снова был отец с застывшими навсегда, обращёнными в потолок глазами.Мне очень понравилось это произведение.Я с тревогой и переживанием читал о том как война прервала привычную жизнь людей.Летний отдых на даче семьи Вовки неожиданно прервал звон колокола пожарной каланчи.Всему народу было объявлено о нападении фашистов.Началась война...Ленинградский композитор Шостакович очень точно передал настроение героев,состояние блокадного Ленинграда.Вся Вовкина жизнь,воспоминания отражены в этом произведении.Меня тронул тот момент из книги,когда Вовка прошёл испытание холодом, отморозив руки держась за трость что бы увидеть своего папу.
    Ефрем.А.

    ОтветитьУдалить
  9. Добрый вечер, ребята и Эльвира Ульфатовна! Мне очень понравилась книга В. Дубровина "Мальчишки в сорок первом". Эта книга о тяжелом военном времени, о дружбе, о семье, о надежде. Благодаря этой книге я понял насколько было тяжело людям жить во время войны. Особенно меня "зацепила" глава "Тик-так" .В этой главе умирает отец главного героя Вовки. Вовка испугался, что отец не отвечает и тогда я тоже испугался, потом Вовка "стал лить спирт отцу в рот,но спирт стекал по белым щекам и на подушку". Он пытался сделать всё возможное,чтобы помочь папе. Когда Василий Васильевич вёз гроб,а Вовка шел рядом и он " не чувствовал ни холода, ни голода-ничего". Читая это я почувствовал боль на душе и мне было понятно, насколько тяжело и больно было Вовке. Это очень страшно потерять родного человека.
    Зотов Ярослав.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте,Эльвира Ульфатовна и ребята!
    Я согласна с тем, что Вовка очень изменился после блокадной зимы. До войны он, как и мы современные дети, не понимал,что хлеб - это очень важно, не ценил. В блокадном Ленинграде солдаты укрепляли его надежду на победу, Вовка и сам хотел пойти служить вместе с другом. Во время блокады Вовка много помогал людям. Он лечил свою маму и берёг её от тревог.Вова взял на себя обязанности отца. Ещё один благородный поступок - помощь семьям ветеранов.
    Я была очень взволнована, когда пробил колокол, дед Антон с Вовкой и Борькой побежали посмотреть не пожар ли. Но вместо пожара им сообщили о начале войны. Такую военную книгу читать очень грустно. Ещё один момент, который мне запомнился - это расставание Вовы с сестрой и собакой. Сестра и подруга мамы уезжали на Урал. Я жила раньше на Урале, вспомнились родные места и моя семья.
    В музыке я почувствовала тревогу и волнение. В некоторые моменты музыка затихала, а потом медленно поднималась. Мне эта симфония напомнила вальс.

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна
    и ребята! Я почти до читала книжку мальчишки В сорок первом. Написал её Виктор Дубровин. Главного героя зовут Вовка. Его Папа уехал в командировку а Вовка, его сестра Галка и мама остались на даче. В начале книги описывается мирное время. Но позже началась война. Вовке очень захотелось попасть на фронт, но он не понимал, что это опасно. На войне Вовке стало грустно что он выкидывал всегда крошки хлеба. Сейчас он съедает каждый кусочек и каждую крошку хлеба. Больше всего мня удивило, что немцы скидывали листовки, где было написано что скоро начнется бомбежки.
    Лера Н.

    ОтветитьУдалить
  12. Добрый день, Эльвира Ульфатовна и ребята!
    Я прочитал книгу книгу "Мальчишки в сорок первом" В.Дубровина.Это рассказ о мальчиках, которые жили во время войны в блокадном Ленинграде. Вовка и его друг Женька рвались на фронт, завидуют красноармейцам. Хотят как они участвовать в боях, совершать подвиги и сражаться за Родину.Но война пришла к ним сама, не атаками и прямой схваткой с врагом, а голодом, холодом, бомбежками и смертью. Мальчишкам пришлось помогать жителям Ленинграда, своим матерям, женщинам, соседям, учителям. Вовка похоронил отца. Но не смотря на юный возраст, они повели себя как взрослые настоящие мужчины. Они выдержали страшные муки, горе от потери близких, воля и терпение, а так же вера в победу не сломили их.
    Меня поразило, то что по карточкам выдавалось 50 граммов хлеба-это так мало. Но они смогли выжить и пережить все потери. И не смотря на все это, при встрече с одноклассниками Люська спешила сообщить "Будем школу готовить к новому учебному году...Пошли?"
    Все дети хотели вернуться к обычной, нормальной жизни.
    Коля

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна и ребята. Я прочитал всю книгу "Мальчишки в сорок первом" и больше всего мне понравилась глава "Дедова трава".
    Меня поразило то, что Вовка взял на себя ответственность и вылечил маму. Он понимал, что из больницы никто не возвращается и сделал все, что было в его силах. Мама поправилась благодаря травам и любви сына.

    ОтветитьУдалить