пятница, 12 июля 2019 г.

Поэзия - высшая форма речи...

Часто ли вы читаете стихи?

В самом деле, такой вопрос поставит в тупик многих. Поэзия стоит на последнем месте в списке запросов в библиотеке. Я наводила справки :)
Люблю ли я стихи?
Я люблю читать определенных авторов, помню наизусть то, что учила в юности - Ахматову, Цветаеву, Блока, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Асадова, Тушнову.
 Вот странная человеческая память. Что учила в юности, помню до сих пор, а несколько строчек Бродского, которого читала совсем недавно, с трудом запомнила)).

Существует немало проанализированных причин, почему люди любят читать стихи.

Объяснить механизмы воздействия стихов на человека тщетно пытались многие великие умы. Поэзия - высшая форма речи, говорил И. Бродский. У настоящей поэзии, говорит О. Даниленко, автор книги "Душевное здоровье и поэзия", есть три дара людям: способность выводить за пределы эмпирической реальности в мир духовной сущности и ориентиров, давать знания чужого опыта душевной жизни, внушать то или иное настроение.

Читать стихи - это обладать ярким образным воображением, аналитическим и ассоциативным  мышлением, понимать внутреннюю форму слова, обладать широким кругозором (в стихах часто встречаются отсылки к историческим и культурным событиям), уметь ставить себя на место поэта и обогащать чужие строки своим собственным опытом переживания.

Поэзия - самый древний жанр литературного творчества из существующих. Когда литература была только устным жанром ввиду отсутствия письменности, легче было запомнить и потом воспроизвести стихотворный текст, чем прозаический. Даже различные военные донесения тогда составлялись в стихах.



Ритм и рифма, уложенные в содержание, оказывают магическое влияние на сознание и душу человека, замечали ли вы?

Разве можно равнодушно читать "Клеветникам России" Пушкина? Это ведь история России в нескольких стихотворных строках...

Или "Настоящую нежность не спутаешь..." А. Ахматовой? Ведь точнее трудно сказать.

Стихи, положенные на музыку - другая магия. Вот это, например, "Ой, стога, стога" в исполнении Марины Гольченко. Слова А.Толстого, музыка В. Захарченко.


В Сети я нашла удивительный стихотворный сборник "Круг лета Господня".
Поразило меня, помимо подборки стихотворений, возможность их аудиопрослушивания, еще и щемящие иллюстрации.  Красота широкая, знойная, раздольная...

Итак, ребята, предлагаю вам принять участие в Летнем поэтическом фестивале.
Для всех желающих научиться читать и понимать стихи...

Я сделала подборку из этого сборника. Но это только рекомендация. Может, вам понравятся другие произведения. Рядом с названием слева есть кнопка для воспроизведения. Текст читает актер. Послушайте, подумайте, так ли бы вы его прочитали?

А. Кольцов "Косарь"
А. Толстой "Ой, стоги, стоги..."
С. Есенин "Гой ты, Русь моя родная..."

Для подготовки к диктофонной начитки предлагаю вам задания, составленные Е.В. Селезневой "7 шагов к зрителю"

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИКТОФОННОЙ ЗАПИСИ 
7 ШАГОВ К ЗРИТЕЛЮ 

1.Первичное чтение. 
Прочитай текст самостоятельно. Есть ли слова, которые ты не понимаешь или не можешь правильно поставить ударение? Если есть, спроси у взрослого или найди в интернете. 

2. Стихотворение в прозу 
Попробуй рассказать стихотворение своими словами, заглядывая в текст 

3. Слушание
 Включи ролик, послушай, как читают это стихотворение профессионалы устной речи. Попробуй понять, почему именно так читаются разные фрагменты текста.

 4. Синхронное чтение
 Положи перед собой текст стихотворения, включи ролик и попробуй прочитать вместе с артистом (можно несколько раз)

 5. Самостоятельное чтение
 Прочитай текст самостоятельно, прислушайся, что тебе хочется прочитать иначе, попробуй объяснить, почему. Если есть надобность, прочитай еще и еще раз, меняя интонационную окраску.

 6*. Подготовка фона 
 Это задание, ребята, необязательное. Но очень интересное. Можно подобрать к аудиозаписи фоновую музыку, включить ее в тихом режиме и попробовать прочитать стихотворение с аудио-окраской. 

 6. Диктофонные начитки 
Положи перед собой текст, если читаешь с фоном, настрой музыкальное сопровождение, а главное - настройся сам... Включи диктофон и прочитай стихотворение так, чтобы зритель смог успевать рисовать в голове картины и прочувствовать твое чтение.

 7. Проверка записи. 
Проверь запись. Если нужен дубль - повтори столько раз, пока ты не поймешь, что это то, что тебе хотелось воспроизвести. 

Буду с нетерпением ждать ваши начитки в Диктофонной школе. Я буду публиковать их на виртуальной доске, чтобы все было в одном месте.

Критерии само- и взаимооценивания:
1. Настроение стихотворение передано.
2. Логическим ударением выделены главные слова.
3. Паузы присутствуют в логически обоснованных местах.
4. Темп прочтения соответствует настроению стихотворения.
5. Автор и название звучат.

Кстати, в прошлом году мы также создавали наш поэтический сборник.
 Предлагаю вспомнить, как это было - "Как читать стихи выразительно".

4 комментария:

  1. А я люблю Ларису Рубальскую. Учу ее стихи, читаю, записываю видео. Приглашаю послушать одно из моих прочтений в блоге"Волшебный фонарик".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Сходила к Вам, послушала :) Впечатлили! Спасибо за знакомство с новым именем!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна и ребята!

    "Читать стихи? Да очень просто"-
    Сказал малец большого роста,
    Проворно влез на табурет
    И прочитал взахлеб сонет.

    "Ты что-то тут не так вещаешь,
    Возможно ты не понимаешь?
    Куда спешишь ты, наконец?"-
    Спросил мальца его отец.

    Сказал малец такой ответ:
    "В стихах основа - табурет!
    Так Дед Мороз меня учил,
    Потом подарки мне дарил!"

    "Ну что ты?- вновь сказал отец-
    Запомни, глупый, наконец!
    Стихи - поэзия души!
    Стихи читаешь - не спеши!"

    Вот такой экспромт. Думаю ребята поймут, о чем я хотел сказать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Ваня! Обязательно прочитаю твое стихотворение вместе с детьми. Думаю, они сразу поймут, о чем речь :)

      Удалить