воскресенье, 15 апреля 2018 г.

XI Читательская конференция, или Сказки братьев Гримм

Девятая Читательская конференция проходила в классе традиционно.

Ребята рассказывали об одной наиболее понравившейся сказки братьев Гримм и говорили, почему именно ее выбрали или чему она их научила.

Порадовали меня очень многие ребята. И тем, что не отклонялись от критериев, и тем, что высказывали и аргументировали свое мнение, и тем, что с вниманием слушали одноклассников.

 После ИС в 9-ых классах, где я присутствовала в качестве экзаменатора-собеседника, вывод сделала такой - дети должны говорить. Делать это, когда их в классе 34, а время урока жестко ограничено, трудно, но вполне возможно. Пересказ - полный, краткий, творческий - должен присутствовать обязательно! А самое главное - дети должны научиться друг друга слушать. Уважать выступающего и поддерживать его. Не выкриками с места и подсказками, а своими оценками, формулировать которые помогают критерии.

О чем же рассказали дети на этой неделе?
Так как читали мы сказки братьев Гримм, то и все отзывы детей были об этих сказках.

Расскажу вкратце.
Ника после прочтения сказки "Золотой гусь" сделала вывод - какую монету даешь, такую и в ответ получишь. Хорошо рассказывает Ника, с выражением и последовательно, но очень любит слово "Вот". Это у нее своеобразная связка, но дети отметили, что она очень мешает целостному восприятию :) Совсем немножко вышла за регламент, концовку сказки не услышали...


Даша Х. рассказала о сказке "Золушка". Как всегда - на отлично. Жаль, не успела записать ни слова, помню только общее впечатление - прекрасно!


Лика выбрала сказку "Храбрый портной". В самых сложных ситуациях можно проявить смекалку да удаль, сделала она вывод. Хороший пересказ, последовательный, со множеством прилагательных, которые так украшают нашу речь.


"Бременских музыкантов" выбрали несколько человек.

У Ярика отличнейший пересказ получился! Краткий, но в то же время понятный. С верным другом все получится, даже исполнение мечты.


Милана, как всегда, обстоятельно и подробно начала:)  Очень ей хочется рассказывать почти дословно, но ничего, научимся. Не уложилась в свои две минуты, затянула начало (как отметили ребята, некоторые детали можно было и опустить), поэтому конец получился двумя предложениями. Друг познается в беде, сделала вывод Милана.


Ваня в очередной раз меня порадовал. Как всегда, чувствуется подготовка. Нравятся мне прилагательные в речи детей. "Главные герои сказки - домашние животные" - так начал Ваня. Уже звучало небанально. "Находчивые животные, смелые друзья..." А вывод - нет ничего ценнее дружбы, у страха глаза велики и находчивость приносит победу. 


О сказке "Горшочек каши" рассказали...

Сережа, которого сказка научила, что надо быть внимательным и добрым.


Лера Н. не уложилась во времени, но очень хорошо начала.


Лера В. порадовала отличным пересказом! Надо уметь друг друга понимать, сделала она вывод после чтения сказки.


Олег красиво и громко рассказывал, но вот времени тоже не хватило.


Никита отлично справился с пересказом, ему очень понравились главные герои, ведь они добрые, вежливые и доброжелательные друг к другу. За добро добром платят, сделал вывод Никита.


Артем единственный, кто примерил эту ситуацию на себя и закончил свой отличный отзыв словами: "Я бы хотел такой горшочек". Браво, Артем!


"Гензель и Гретель" выбрали...


Эдик. Он отметил, что ведьма получила по заслугам.


Данил. Он сравнил поступки детей - находчивость Гензеля и смелость Гретель. Отзыв получился замечательным - живым и динамичным. Никогда нельзя сдаваться и надо всегда идти вперед. Такой вывод сделал Данил.


Уля сделала замечательный вывод - нельзя верить тем, кого ты не знаешь, даже если они поначалу выглядят доброжелательно и любезно. Во времени Ульяна не уложилась, но ту часть, что мы услышали, представила очень хорошо.




 Настя В. удивилась тому, какие приключения пришлось пережить Гензелю и Гретель и как поступили с ними родители.



Вова выбрал сказку "Мальчик с пальчик". Очень мне нравится, как выступает Вова. Его трудно смутить :) Он единственный использовал жесты в своем отзыве. Это делает выступление богаче. Из каждой ситуации есть выход, сказал Вова.


Леша и Влада выбрали сказку "Госпожа Метелица"
Для Леши это было первое выступление, поэтому ему трудно было рассчитать время. Но мне кажется, что это только в первый раз. Потому что начало было отличным.



Влада тоже не рассчитала время. Но вывод мы услышали - надо быть добрым. А самое главное - Влада сравнила сказку "Госпожа Метелица" со сказкой "Морозко". Ах, как я люблю такие сравнения :)



Коля и Арсений готовили свои отзывы в формате видео.
Давайте послушаем, что получилось.

Коля выбрал сказку "Бременские музыканты". Вот в принципе так и получается на уроке, если ребенок не укладывается во времени. Я прерываю на самом интересном месте, и прошу переходить к выводу. Здесь вывод мы не успели послушать. Может, видео пришло не полностью, но хочу оставить этот ролик для возможности поучиться.
Очень подробное начало, обстоятельный пересказ получился, последовательный и правильный. Но мы ведь готовим отзыв! В отзыве главное - рассказать, чем привлекла сказка, что запомнилось, чему научила.

Трудно дается Арсению такой критерий, как время.

 Много деталей, а ведь если их опустить, как раз бы уложился :) Вывод хорош! Даже появились жесты, значит, камера уже не так пугает.

Итак, десятая Читательская конференция позади. Помимо представления своих отзывов дети успели ответить на некоторые вопросы одноклассников, которые были опубликованы в комментариях. Спасибо, Эдик, Настя В., Лика, Арсений, Серёжа! Ваши вопросы я еще использую в викторине :)

В этот раз детей, которые смогли представить свои работы по критериям и соблюсти регламент, было больше, чем тех, кто не уложился во времени.
Почему я так требую соблюдение регламента?
Надо уметь говорить по существу, во-первых.
Во-вторых, это подстегивает научиться выбирать главное в рассказе, делать на нем акцент.
В-третьих, я успеваю опросить всех.
Ну а в-четвертых, то же ИС в 9-ом классе длится 15 минут. На 4 задания. Вместе со временем на подготовку.
Так что давайте привыкать к чувству времени.
Кстати, в следующих классах при устных ответах за несоблюдение этого критерия баллы снижаются, а так как пойдут отметки, будут огорчения.

P.S. Рассматривая рисунки детей, подумала, что теперь я сделала бы по-другому. Пожалуй, надо было бы начать так: 
1. Я прочитал сказку братьев Гримм такую-то...
2. Мне понравилось в этой сказке/удивило/не оставило равнодушным и я сделал вывод, что ...
3. На рисунке я изобразил момент, когда ... 
4. Это случилось так...
5. Время - до двух минут.

Оставлю это себе здесь. Мы не первый раз рисуем рисунки к прочитанным произведениям.

Начинаем подготовку к следующей Читательской конференции. Она будет посвящена весне и ее приходу.

7 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо за подробный, интересный обзор. Есть, чему у Вас поучиться, использовать в работе. Эта читательская конференция проходит только среди ребят Вашего класса? Вы успеваете прослушать всех ребят за один урок? Мы тоже проводим подобный обзор чтения, но сразу после каникул. В течение нескольких уроков по 15 минут. Еще раз спасибо, Эльвира Ульфатовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Спасибо за Ваш интерес! Да, Читательская конференция проходит только среди ребят нашего класса. Я обычно делю такое мероприятие на два дня. Так мы успеваем выслушать всех, а еще ответить на вопросы или поиграть в различные литературные игры, чтобы не устать сильно, ведь слушать - это тоже работа.

      Удалить
  2. Добрый день! Эльвира Ульфатовна. Спасибо за комментарий к Колиной работе. Он так старался уложиться во время и пересказать весь текст, что совсем забыл о критериях.В следующий раз обязательно учтем и исправимся.

    ОтветитьУдалить
  3. Эльвила Ульфатовна, спасибо Вам большое за эти конференции! Лика с большим интересом готовится, смотрит видео и фото. Эти конференции поддерживают интерес ребят к литературе, расширяют словарный запас, учат понимать смысл и улавливать главную мысль! СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна!
    Как приятно читать Ваши отзывы, как приятно рассматривать фотографии и рисунки детей. Молодцы!

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна. Спасибо Вам за конференции и за возможность услышать Ваше мнение о выступлении наших детей. Иногда во время репетиции своего выступления дома ребёнок готовит один вывод о прочитанном произведении, а в классе произносит совершенно другой, а какой именно - это уже мы узнаём от Вас.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Большое спасибо за подробный обзор очередной конференции. Такие уроки-конференции очень полезны. Они учат выделять самое главное в произведении, учат делать вывод из прочитанного. Самое сложное здесь - это уложиться в положенные 2 минуты. Бывает, что при подготовке по несколько раз пересматриваем текст для пересказа. Очень хочется рассказать поподробнее.

    ОтветитьУдалить