четверг, 16 ноября 2017 г.

Первая Читательская конференция

Любит ли ребенок читать? Слышу разные ответы от своих родителей, но большинство (львиное, замечу) отвечают на этот вопрос отрицательно.
 Чаще всего слышу: "Не любит читать! Совсем! Приходится заставлять, по-другому не читает..."
Причем слышу это уже в начале 1-ого (!) класса. Получается, что только идя в школу, ребенок уже испытывает отвращение к самому главному процессу, которым ему надо будет заниматься все годы обучения - получению информации из книг. Парадокс?
Я бы сказала, что здесь на лицо ошибка родителей, которые так спешат научить малыша читать, что упускают из виду объяснения - а зачем это ему вообще надо? Нет, я не о менторских беседах и наставлениях, а о  самом процессе приобщения к волшебному миру книг.  Объяснить ребенку, зачем надо читать, можно только одним способом - читая вместе с ним! Любая книга - это прежде всего ИНТЕРЕСНАЯ история. Да, книга учит и воспитывает, но прежде всего она дает заглянуть в чужой внутренний мир. Она рождает любопытство, наблюдательность, желание узнать что-то новое, развивает воображение... Какая же беда с воображением у малышей! Сейчас, в наше современное время, когда есть
возможность получать информацию в большей степени визуально, дети плохо умеют воображать и фантазировать. Зачем, если все это уже сделал режиссер...
Я хочу, чтобы мои дети читали! Уже знаю по опыту, что добиться этого можно, но только вместе с родителями. Поэтому проект "Читать не вредно - вредно не читать" у моих Букволетов официально стартовал.
В среду прошла первая Читательская конференция, которая будет у нас проходить на протяжении всего первого класса. Раз в две недели Букволеты будут рассказывать о тех книгах, которые прочитали за это время. Рассказывать по критериям:
1. Назвать автора.
2. Сказать название.
3. Рассказать сюжет (не больше 5-7 предложений)
4. Выразить свое личное отношение к прочитанному: "Мне понравилась сказка, потому что..", или "Особенно мне понравился момент...", или "Когда я читал (слушал) сказку, я переживал...", или "Мне хотелось бы быть похожим на..., потому что ...", или "Я бы хотел подружиться с ..., потому что..."
5. Устное выступление должно длиться от 1 до 2 минут.
Родители согласились заполнять таблицу "Шаги к успеху", по ней мы будем отслеживать количество прочитанных книг и степень участия в Читательских конференциях. Спасибо мамам Ефрема, Насти В., Влады, Эдика, Леры Н. и Коли за то, что уже ее заполнили за прошедшую неделю.
А сейчас представлю небольшой фотоотчет, как все прошло в первый раз.













Ефрем начал первый! Он рассказывал о стихотворении С.Я. Маршака "Вот какой рассеянный". Кстати, если дети выбирают стихотворение, то надо в третьем критерии не сюжет рассказывать, а читать наизусть понравившийся отрывок. Так Ефрем и сделал.
Никита рассказал о сказке В. В. Сутеева "Палочка-выручалочка". Вот всегда удивляюсь, когда бойкий и заводной на перемене ребенок становится тихим и скромным при ответе у доски. Мне кажется, Никите опыт публичных выступлений пойдет только на пользу, ведь вся его "зажигательность" улетучивается при внимании аудитории. Будем с этим бороться :) Для первого раза оказалось очень хорошо!
Эдик рассказал о сказке В. Бианки "Хитрый лис и Умная уточка". Дети с интересом его слушали. Очень достойно для первого раза прозвучал пересказ. Учиться выбирать главное - только начинаем.
Настя представила сказку "По щучьему велению". Немножко растерялась вначале, но потом справилась с волнением.
Арсений решил нам рассказать о прочитанной сказке В. Сутеева "Разные колеса". Ему очень понравилась эта сказка, потому что у героев умелые руки, а он тоже любит мастерить. 
Влада выбрала "Книгу джунглей" Р. Киплинга, потому что ей очень нравится Маугли - смелый, отважный и сильный.
Сережа тоже выбрал В. Бианки, ведь его сказки поучительные, а самое главное - правдивые. Я думаю, этими словами Сережа хотел сказать, что Виталий Бианки в своих сказках  правдоподобно описывает жизнь животных, превращая их в "несказки" :)
Коля отлично справился с пересказом русской народной сказки "У страха глаза велики". И хотя отзыв - это не пересказ, но мы ведь только учимся
Вова представил сказку Ш. Перро "Кот в сапогах". Видно было, что он очень хорошо подготовился, формулировал сложные предложения, а в конце выделил в сказке понравившиеся моменты.
Даша Х. в своем отзыве использовала слова "Я переживала, когда читала, как Дюймовочка прощается с ласточкой". Мне очень понравилось, что в ее рассказе было много личного
Ярик рассказал о сказке В. Сутеева "Мышонок и Карандаш". Ему понравилось, что Карандаш оказался таким находчивым.
У Вани любимая сказка на этой неделе - "Упрямый ослик" М. Пляцковского. Ему понравилось, что ослик Алфавит в итоге перестал быть таким упрямым.

Первый блин, говорят, комом, но я думаю, что этот первый раз у нас очень даже удался. Даже за первый раз мы кое-чему научились.
 Во-первых, дети увидели, как важно соблюдать критерии. Кстати, мы их, как всегда, обозначаем значками на доске. Так удобнее и быстрее запомнить порядок.
Во-вторых, я обязательно помогала детям с самым трудным третьим критерием. Показывала, как можно выбрать самое главное для отзыва, чтобы рассказать сюжет.
В-третьих, мы стали лучше понимать, что такое оценивание и взаимооценивание. Конечно, смотрели на критерии и оценивали по ним ответы своих одноклассников. Но нам очень помогла "Моя шкатулка" Галины Дмитриевны Дегтеревой. Мои дети еще не все умеют хорошо читать, но вот смайлики все понимают. Поэтому мы пользовались ими для взаимооценки, обязательно комментируя, конечно :) 


Первый шаг длинной дороги сделан...
Следующая конференция через 2 недели - 28-29 ноября.

7 комментариев:

  1. Спасибо, Эльвира Ульфатовна! Я очень рада, что вам помогает наш справочник "Моя шкатулка"Ваша конференция просто чудо! Беру на заметочку. Мы сейчас тоже готовимся к предстоящему уроку внеклассного чтения. Я стала каждый день снимать фрагменты уроков, чтобы учителя могли посмотреть разные приемы использования справочника. Работать с ним одно удовольствие. Да и ГОРОД СПАСИБОГРАД- наш проект продолжает свою работу. На этой неделе на аллеях города появились новые дома с волшебными словами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Дмитриевна! Пока человек стремиться узнать что-то новое, ему интересно жить :) Спасибо Вам за то, что делитесь своим опытом! Я всегда нахожу у Вас, чему поучиться. Очень рада, что это взаимно!

      Удалить
  2. Марина Владимировна Раптанова19 ноября 2017 г., 17:44

    Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна. Большое спасибо за интересный рассказ о конференции. Арсений любит слушать сказки, рассказы, особенно перед сном. Меня, как маму, радует, что сынок "дружит" с книгами. Ему очень понравилась Читательская Конференция. Вечером накануне сильно волновался, переживал, что что-нибудь не получится. А теперь спрашивает:"А еще будет у нас Конференция? Надо уже готовиться к ней."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина Владимировна! Любит слушать - это замечательно! с этого и начинается привычка обращаться к книге как к источнику удовольствия. Очень рада, что Арсений так серьезно отнесся к конференции. Отличное начало! И спасибо Вам за комментарии! Мне очень важна обратная связь здесь, в блоге.

      Удалить
  3. Сколько интересного предстоит узнать ребятам в мире книг! Спасибо, что поделились первым опытом первоклассников, Эльвира Ульфатовна! Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Только системными и совместными действиями с родителями букволетов мы сможем сдвинуть гору - положить у детей начало привычке читать. Буду надеяться, что все задуманное получится! Спасибо Вам за добрые слова!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна. В очередной раз убеждаюсь, что нашим детям очень повезло с учителем. Такие конференции очень полезны для детей, уже с первого класса они учатся выбирать главное в тексте и выступать перед аудиторией. Даша очень волновалась, переживала все ли критерии удастся соблюсти. В итоге ей понравилось, хотя, по ее словам, "коленки дрожали". Уже выбирает следующую книгу и интересуется когда будет конференция.

    ОтветитьУдалить