понедельник, 31 мая 2021 г.

Итоги проекта "Читать не вредно-вредно не читать"

 Незаметно прошли 4 года... 

Еще 4 года проекта "Читать не вредно - вредно не читать". Когда в 2013 году я услышала об этом проекте от Елены Ворониной и Марии Сониной, я и не думала, что он для меня так затянется. Всех учителей волнуют проблемы детского чтения, мои коллеги проводят в своих классах  специальные уроки, знакомящие детей с книгой помимо учебника, уроки-праздники, уроки-встречи. Ведутся читательские дневники и альбомы, появляется в классе буккроссинг. Кто-то из учителей участвует с детьми в проекте "Продвижение книги" от РШБА. Эх, в этом году не смогла я организоваться. Вот прямо жалко было, что не получилось. Там так интересно!

Всегда мои дети читали. Один только раз в одном наборе я не настаивала и настойчиво не мотивировала детей читать что-то, помимо учебника, каюсь. До сих пор жалею, что поддалась тогда на провокации коллег :) Мол, если ребенок не хочет, его не заставить, а техника чтения растет вообще-то сама собой, зачем ее отслеживать. Молодая была, глупая...

Нет-нет, пускать детское чтение на самотек учителю нельзя. 

Да, в читающей семье больше шансов воспитать читающего ребенка, но ведь не все современные семьи - читающие. Многие родители хотели бы как-то направить чтение своих детей, но теряются в море детской литературы. Поэтому помощь учителя я считаю обязательной.

К каким выводам мы пришли с ребятами спустя 4 года участия...

Приведу выдержки из некоторых детских сочинений на тему "Читать не вредно...", которые дети писали в последних числах мая.

"...Все книги поучительны и учат чему-то своему. Например, книга "Мой генерал" Альберта Лиханова учит не пользоваться чужой славой. Книга Шварца "Сказка о потерянном времени" учит не терять время попусту. Все книги научили меня ценить жизнь, своих родных, я стала больше любить читать. Каждая книга ценна и ее надо беречь как живую. А еще я как будто начала жить более взрослой и ответственной жизнью" (Даша).

"Книга "Витя Малеев в школе и дома" научила меня не прогуливать уроки и хорошо учиться. Она очень смешная и многому научит ее читателей. Даже взрослых смешит эта книга. К ней подходит цитата: "Книга дает человеку возможность подняться над самим собой" (Никита).

Спасибо, Никита, и за то, что читал книгу вместе с родными, и за правильное употребление цитаты.

"Мы с бабушкой читали книгу "Тим Таллер или Проданный смех" с большим интересом. Книга учила меня тому, что надо сначала думать, а потом делать. ... Я стал внимательнее и реже попадаю в неприятности" (Данил)

"Моим любимым жанром являются рассказы о детях. Мне понравились рассказы Юрия Сотника, и они изменили мое восприятие. Я стал целеустремленным, энергичным. Рассказы научили меня готовится к ситуациям, о которых я и не задумывался" (Артем А.)

"Все 4 года я читала каждый месяц по книге или по несколько рассказов. Я стала читать более быстрее и грамотнее, узнала много незнакомых мне слов, поняла, что никогда не надо сдаваться, надо верить в себя, надо ценить своих родных, радоваться жизни, никогда не врать. Мне очень нравилось читать все эти 4 года и я буду продолжать читать много интересных книг" (Лиза)э

Будут ли все мои дети читать дальше и будут ли они любить книгу? Не знаю... 

Ребята были честны в своих сочинениях и говорили, что не очень любят читать (4 человека), 2 человека сказали, что все зависит от книги. Двое детей назвали своим любимым жанром ужастики, двое признались, что любят читать энциклопедии. 

Да, мы читали классическую детскую литературу. Это была моя своеобразная прививка детям на будущее. Пусть в памяти останется красивый художественный текст. Кстати, я обратила внимание, что наиболее часто в своих сочинениях ребята вспоминали "Пеппи Длинныйчулок" и ее веселые приключения. Детям не хватает свободы? Я сама помню, как с упоением читала о Пеппи в их возрасте :)

Чем старше будут становиться мои букволеты, тем больше появиться в их жизни других, более интересных занятий. Читать - это все-таки про некоторое умственное усилие, а подростковый возраст, в который входят мои дети сейчас, не всех располагает к этому действию. Им хочется общаться, им хочется "драйва", популярности, приключений и кругом столько соблазнов в виде современных реалий. Отсроченный результат - каким он будет?

Читая, мои дети учились использовать компьютерные технологии. Интерактивные опросы, презентации, аудио и видеоролики, виртуальные доски, программки для монтирования видео и слайд-шоу были нам в помощь. Буду надеяться, что полученные знания пригодятся в дальнейшем.

 Проект "Читать не вредно - вредно не читать" завершен.

Да здравствует Читательское лето!

2 комментария:

  1. Дорогая, Эльвира Ульфатовна! Большое спасибо за то, что вы эти 4 года, не покладая рук твердили нам что надо и полезно читать. Я очень благодарен вам за то, что вы сделали мне и всему классу богатую, грамотную и красивую речь. Спасибо!
    Егор

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Егор! Знаешь, твердить - это одно, а вот то, что у тебя в голове - это совсем другое. Мне очень хочется, чтобы вы научились видеть в главных героях художественной литературы себя и ситуации жизни. Книги позволяют познакомиться с тем миром, в котором мы живем, ярче и полнее. В книге есть опыт, который так необходим вам, молодым :)
      Спасибо тебе за отклик, Егор!

      Удалить