пятница, 6 ноября 2020 г.

Нужно ли говорить с детьми о тайм-менеджменте?

создано с помощью canva.com
Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте, читатели блога!

Давайте сегодня поговорим о таком важном умении, как умение управлять своим временем. 
Мы хотим, чтобы наши дети проживали насыщенную жизнь, полную радостных событий, чтобы выполняли свои обязанности вовремя и спокойно, а их успехи в школе радовали всех окружающих его взрослых и их самих. 

Как же все успевать?

 Думаю, вы согласитесь со мной, что успевать ВСЁ невозможно. Нужно понимать, что именно надо успеть сделать и к какому сроку, а значит, должен быть четкий план и расставлены приоритеты в выполнении дел.
 
Даже взрослые иногда затрудняются с собственным планированием и расстановкой приоритетов, дети тем более нуждаются в нашей помощи и в подсказках. 

 Итак, что можно сделать? 

1. Научите ребенка составлять план на неделю. 

Ребенок должен ориентироваться, в какой день можно чувствовать себя достаточно свободным - пойти гулять с друзьями, сходить в гости, а какой день занят секциями и кружками. 
 Лучше завести красивый ежедневник (кстати, я не раз показывала ребятам свой собственный ежедневник, без которого просто не представляю своей жизни и в котором я отмечаю галочкой выполненные дела) или повесить на стену пробковую или магнитную доску (подсказка - сервис Canva.com позволит создать собственный дизайн планировщика).

В план на неделю включаем все рутинные дела, которые можно и нужно сделать на неделе, причем удобнее привязывать их к определенным дням. Например, в понедельник - наведение порядка на письменном столе, в среду - поливка цветов, в пятницу - вытирание пыли и т.д. 

Обязательно также привязываем выполнение учебных дел к определенным дням. Например, если в среду у нас окружающий мир, то сразу определяем на неделе, когда удобнее к нему готовиться. 

2. Составляйте план на день. 

Принцип такой же, как и с планом на неделю, но теперь включаем более мелкие дела - прочитать 5 страниц книги, выучить 5 новых иностранных слов, выполнить домашние поручения - сходить за хлебом, выбросить мусор, убрать игрушки, позвонить бабушке и т.д. Для начала лучше составлять план вместе, а потом, когда ребенок привыкнет, дружески напоминать ему: "Давай посмотрим, что у тебя в планах на завтра".

3. Мотивируйте ребенка.

Каждое выполненное задание ребенок отмечает галочками, и конечно, за успешное выполнение его надо мотивировать. Подумайте, что именно особенно радует ребенка. Только не вспоминайте сразу гаджеты :) Это легкий способ и на самом деле малоэффективный. Гораздо лучше сработает что-то нематериальное и совместное.

4. Научите ребенка определять приоритеты.

В списке ребенка на день есть дела, которые наверняка отнимут больше времени, а значит, надо понимать, за какие дела надо браться в первую очередь. Что касается задач, которые занимают 5 минут, то есть очень хорошее правило, которым лично я пользуюсь, решая такие дела. Звучит оно так: "Сразу быстрее". Всего 2 слова, но если проникнуться и понять, что 5-минутные дела при их накапливании занимают массу полезного времени и тратят энергию, то научиться решать сразу их получится гораздо эффективнее. 
Например, собирание портфеля вечером занимает 5 минут. Сразу быстрее.

5. Ешьте лягушек по утрам.

Иногда дети откладывают какие-то дела, потому что они им либо неприятны, либо они не знают, как к ним подступиться. В тайм-менеджменте есть такие понятия, как "слоны" и "лягушки". Так вот, неприятные, занимающие время дела, - "слоны" - легко "съедаются", если разделить их на части - "лягушки". Помогите ребенку разделить сложную задачу на несколько небольших - четких и понятных. И покажите примером, что маленьких "лягушек" лучше есть по утрам. Съел - и весь день свободен. 

6. Планируйте отдых.

Знакома ли вам техника "помодоро"? Она заключается в том, что 25 минут работы чередуются с 5-минутным перерывом. У ребенка может быть не 25 минут, а меньше непрерывной работы. А потом - обязательный перерыв на 5 минут. Даже если ребенок не устал. Но эти 5 минут должны быть активным отдыхом, а не сменой позы - от стола к дивану :) 
Можно использовать игры на концентрацию, на внимание, дети с удовольствием играют в них на уроке, когда мы делаем динамические паузы:
"Гриб-поляна"
"Ухо-нос"
"Антеннки"

Еще игры можно посмотреть здесь:


Ну как, получилось? Скажу по секрету, что я некоторые упражнения из предложенных только начинаю осваивать :) Это очень весело, особенно, когда делаешь с кем-то из семьи :) А главное - полезно.

Вернемся к тайм-менеджменту. 
Такие 6 нехитрых правил помогут вам и вашему ребенку выстроить грамотную стратегию распоряжения своим временем.
Но самое главное, уважаемые родители, на что надо обратить внимание при знакомстве ребенка с тайм-менеджментом: правильное его использование поможет "наполнить копилку" победами, а не акцентироваться на поражении, научит ставить цели и достигать их.

Какие приемы тайм-менеджмента помогают вам при организации дел? Поделитесь опытом, уважаемые читатели! Какие приемы уже успешно знакомы вашим детям и внедрены в их  рутину? А может, вы только начинаете знакомство? Надо ли детям знать о способах управления своим временем или пусть детство будет беззаботным? Как думаете?

Буду рада отклику!


По материалам статьи 
от моего любимого издательства "Манн.Иванов.Фербер"
P.S. Одна из моих последних прочитанных книг этого издательства - нашумевший бестселлер "Магия утра" Х. Элрода. Долго я шла к этой книге (как-то с литературой нон-фикшн у меня не особо складывалось), но оказалось, что зря я столько откладывала ее чтение. Если вам кажется, что вы мало что успеваете и ваша жизнь вас не особо устраивает - эта книга вам поможет понять, в каком направлении двигаться. 

14 комментариев:

  1. Здравствуйте,Эльвира Ульфатовна. Конечно, надо учить ребёнка тайм- менеджменту.Простые , но действеные правила. Кстати, немногие взрослые, умеют распределять своё время правильно. С Вашего позволения отправлю ссылку на этот пост родителям и ученикам своего класса.Благодарю Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за Ваш отклик! Буду рада, если материал пригодится, конечно же. Я в последнее время увлеклась книгами о тайм-менеджменте. Для меня очень актуально :) Вот и с детьми после прочтения "Сказки о потерянном времени" обсуждали важные моменты - чек-листы, планирование. Думаю, кому-нибудь из них обязательно помогут подсказки.

      Удалить
  2. Для детей тоже важно управлять своим временем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень важно, Ирина Михайловна! Пусть в самых азах, но все равно ребята должны понимать, что время - это бесценный ресурс. Невозвратный.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    Мне кажется, что система поощений за выполненные дела не правильна.
    Ребенок привыкает, что за что-то хорошее получает что-то, в итоге, однажды не получив "что-то за что-то" начинает волноваться, чувствовать себя обделенным.
    Надо очень осторожно подходить к системе поощрений.
    Вообще то это тема для долгой дискуссии.
    А вот с планированием...
    Ну как можно запланировать прогулку с друзьями, если на улице пойдёт дождь?
    Или учить уроки тогда, "когда подошло время".
    А может в это время как раз что-то интересное будет происходить?
    Или настроение испортилось (а испортить настроение может любая СМСка от друга-доброжелателя).
    Я даже не знаю, можно ли в наше время что-то планировать, даже для взрослых, ведь мы все так или иначе связаны взаимными обязательствами, которые нарушаются очень часто.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Согласна с Вами про систему поощрений, поэтому и сказала, что лучше работает что-то нематериальное. Как и в любых делах - поощрение необходимо. Меру его, степень и дружескую заинтересованность уже определяет родитель.
      Поняла Вашу точку зрения, но я без планирования не представляю своей жизни. Если я буду зависеть от настроения, боюсь, мои дела будут стоять долго. И детей своих (и сына) всегда учу, что есть такое понятие, как самодисциплина. Конечно, если мы будем говорить о чем-то действительно интересном, что мешает выполнить запланированное, то это называется корректировка плана. Но вот степень этой интересности надо уметь определять, а значит, расставлять приоритеты.
      Поэтому в наше время как раз и надо уметь планировать. Это дает ощущение стабильности и уверенности, ведь запланированное на день либо выполнено полностью, либо часть перенесена по уважительной причине, а значит, следующий день дает новые возможности.

      Удалить
    2. Эльвира Ульфатовна, возможно я не совсем точно выразила своё свободное отношение к делам.
      Есть какие-то обязательные дела (работа, учеба, домашний труд), но есть и такие, которые запланировать невозможно, и ради которых можно отложить все, даже очень важные дела.
      Это не всегда приятные моменты, но их учесть и запланировать их никак невозможно.

      Удалить
    3. Согласна, Ирина Валерьевна! Корректировке поддается все. Особенно план.

      Удалить
  4. Эльвира Ульфатовна, мы с Вами в одном направлении двигаемся! Мозговую гимнастику использую давно. Но вот такие упражнения не видела. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я сама увидела некоторые из упражнений впервые, теперь развлекаемся с семьей, выполняя их :) А после каникул - будем делать вместе с детьми.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Статья интересная и, безусловно, полезная! Мы с детьми тоже учимся планировать свои дела, но сложно и трудно это в 13-14 лет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Не только в 13-14 лет, но и взрослые иногда затрудняются с тем, как успевать то, что запланировано. Так что надо учить детей, начинать с азов. Думаю, что вода камень точит, это раз, и что тот, кто хочет услышать, услышит :)
      Я до сих пор помню, как Вы рассказывали о своей подготовке к "Учителю года". У Вас надо учиться планированию :)

      Удалить
  6. Спасибо, Эльвира Ульфатовна, за интересный пост! Я обязательно прочитаю "Магию утра".

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, Эльвира Ульфатовна, за полезные ссылки и материалы!

    ОтветитьУдалить