воскресенье, 5 января 2020 г.

Компьютер не учит, учит учитель, или О Яндекс.Учебнике

В ноябре 2019 года я познакомилась с сервисом Яндекс.Учебник.

Яндекс.Учебник - это сервис с заданиями по русскому языку и математике для 1–5 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. Задания соответствуют ФГОС начального и среднего общего образования.

Хотя нет, с сервисом я познакомилась гораздо раньше - Инга Петровна Тихоновецкая, учитель из столицы Белоруссии Минска, постила фотографии и небольшие заметки о Яндекс.Учебнике в своем Инстаграм. Уже тогда мне стало очень интересно, потому что Инга Петровна плохого не посоветует ;)

Яндекс.Учебник успешно шествует по стране и в частности - в Краснодарском крае. "На образовательном поле Кубани интернет-сервис Яндекс. Учебник появился в текущем (2019) году. Сегодня там зарегистрированы 15 795 школьников и 4120 активных учителей", - из интервью с Еленой Ивановной Прынь, зав.кафедрой НО ИРО ГБОУ ИРО Краснодарского края.



В ноябре мне посчастливилось побывать в Москве на региональном обучающем семинаре Яндекс.Учебника, где нас познакомили с содержанием этого цифрового образовательного ресурса, с возможностями его использования, и, конечно, с людьми, которые создают этот образовательный контент.

Впечатления были настолько сильные, что класс в этом сервисе я создала сразу. Бесплатно, бессрочно, очень просто. Все, как я люблю :)

Что меня подкупило?
Готовясь к урокам, я трачу уйму времени на поиск дополнительного контента для урока - тех самых раздаточных карточек, ярких примеров и образцов заданий. Всегда хочется что-то новенькое, интересное найти. Или вообще высший пилотаж - вывести это на доску и разобрать с детьми во фронтальной работе, да чтобы еще и проверка была сразу же. Раньше я сама создавала такого рода флеш-игры, но это колоссальный труд, повторять что-то не хочется :)
Так вот, в Яндекс.Учебнике все это есть, да еще и все разбито по разделам, темам, подтемам, подобрано так, что поиск нужной карточки не вызывает проблем и использовать эти интерактивные карточки можно почти на любом этапе урока.

Я могу сама, учитывая степень обученности класса, возможности и особенности моих детей, отбирать материал. Карточки представляют собой отдельные самостоятельные учебные единицы, компоновать которых можно так, как удобно конкретному учителю под свой конкретный класс! И не только под целый класс, но и самое главное - под конкретного ребенка (что я и делаю, забегаю вперед). Именно в этом и состоит самый главный (помимо бесплатности и бессрочности использования) плюс Яндекс.Учебника :)

И вот уже с ноября 2019 года наш класс активно использует Яндекс.Учебник в образовательном процессе.
Прошло 2 месяца, и я могу подвести некоторые итоги.
Конечно, у меня были опасения (да и сейчас они никуда не делись, все-таки), что родители воспримут домашнее задание в он-лайн режиме не совсем позитивно. Прежде всего родители - ведь именно они являются главными кураторами и помощниками детей при выполнении домашнего задания. Одно дело - выполнить задание в тетради, другое - на компьютере.
Какие условия необходимы прежде всего? Правильно - компьютер или планшет и доступ к интернету. К счастью, в моем классе компьютер или планшет есть в каждой семье. Если бы не было, пришлось бы поломать голову... Как вы думаете, коллеги, что можно было бы в таком случае предпринять?

 Если компьютер не лично купленный ребенку (такое у меня в классе тоже присутствует), то необходимо договориться с членами семьи, что вот в такое-то время компьютер будет занят, составить расписание и т.д.
Первое главное условие выполнено.
Второе - разобраться с интерфейсом в первый раз и правильно войти. Здесь тоже получилось сразу не у всех, но спустя 2 дня и этот рубеж преодолели.
Дальше я действовала не спеша и с оглядкой.
Совсем как Лис учил когда-то Маленького Принца себя приручать.
Давала задания  дополнительно и только "для желающих". Продолжалось это около двух недель. Уже тогда я увидела еще один плюс использования интерактивных заданий Яндекс.Учебника - мгновенную статистику, которая показывала мне, какие именно задания западают, на что обратить более пристальное внимание на уроке, а что уже усвоено детьми на уровне навыка.
Конечно, учителя-коллеги могут мне возразить, что детям дома выполнять задания помогают родители, поэтому данные не совсем точны, но вот что удивительно - отбирая задания, я сама примерно прикидывала, кто из детей будет испытывать трудности, а кто сможет выполнить "с налету". И статистика Яндекс.Учебника только подтверждала мои прогнозы. Думаю, что как раз таки задания в онлайн режиме избавляют и родителей от головной боли с домашними заданиями :)
Есть над чем подумать, не правда ли?
Потом случилась очередная авральная неделя, когда я точно понимала, что проверять тетради мне будет некогда. 70 тетрадей каждый день просто хоронят каждый мой вечер :) И я задала на дом задание по математике только в Яндекс.Учебнике, объяснив детям, что раз задание только он-лайн, значит, оно обязательно к выполнению в определенное время, которое я уже выставила. Очень удобная функция, кстати. И все мои букволёты выполнили задание вовремя. Были, конечно, разные казусы в начале, но совместно мы их преодолели.
В итоге раз или два в неделю дети получают домашнее задание только он-лайн. Я один или два раза в неделю проверяю не 70 тетрадей, а 35 :) Красотаааа!
Так выглядит журнал (фамилии я скрыла).

Так как это была апробация, в основном задание было одинаковым для всех, но как же удобно делать в Яндекс.Учебнике работу над ошибками :) Статистика мне в помощь. Так что это предстоит осваивать.

И вот сейчас, на новогодних каникулах я тоже каждый день открываю детям задания. Что-то одно - русский язык или математику. Прекрасно, что есть возможность тематических подборок - новогодних задач и текстов. Очень интересно, познавательно и полезно. Задания новогодние я открываю на 2-3 дня, и конечно тех, кто выполнит определенный процент, обязательно простимулирую отметкой и похвалю в классе при всех :) Страна должна знать своих героев в лицо :)

Вижу, что Артем А. предпочитает русский язык, а Ростик, Настя В., Артем В. - математику, а Ваня, Никита, Максим К., Эдик, Даша, Коля не пропустили ни один день. Молодцы, ребята! Понимаю, что это еще связано и присутствием/отсутствием дома, но все равно дети молодцы, что находят время среди отдыха еще и поучиться! Кстати, я сейчас прохожу задания на сайте Читай-города, которые дают возможность получить скидку, что всегда приятно и это навело меня на мысль. Поделюсь позднее, уверена, что детям понравится!:)

А какой цифровой ресурс используете вы, уважаемые коллеги?
И если вы родитель, как вы относитесь к выполнению домашнего задания он-лайн?

Познакомиться с преимуществами Яндекс.Учебника можно здесь.
Методические материалы будут тоже очень полезны 
(к вопросу о целесообразности использования и возможных рисках).
Советую прочитать интервью Натальи Чеботарь, 
директором по исследованиям и коммуникациям
 с профессиональным сообществом проекта "Яндекс.Учебник",
 где продемонстрированы примеры заданий.
И мой любимый блог "Дидактор", где тоже рассказано об этом сервисе.

27 комментариев:

  1. Интересный сервис! Мне нравится! Можно давать детям задания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Очень интересный, полезный, удобный и современный. Пока я вижу в его использовании больше плюсов, чем минусов.

      Удалить
  2. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте!
    С Новым годом!!!
    Спасибо за отзыв о сервисе! Познакомилась давно, но соприкоснулась близко в этом учебном году - дочь-пятиклассница делала домашнее задание по математике.
    Мне же пока не удаётся ничего сделать - работаю в 6-х и 11-х классах.
    Вы рассказали о домашнем задании онлайн, о трудностях. Всё это было и у меня. Самое главное - преодолеть родительское мнение. Есть до сих пор родители, которые никак не хотят принимать иное д/з. Что я делаю? Задаю альтернативное задание - по учебнику. Пусть делают и выше уровня "3" не поднимутся никогда. Но всегда оговариваю: да, я учитель, владеющий некоторыми компьютерными технологиями, и назад - только к учебнику - не вернусь.
    Естественно, проверка таких заданий освобождает много времени. А Вы понимаете, что проверить тетради по русскому языку всё же сложнее, чем по математике. В двух шестых - 62 чел. Тетради нужно проверять ежедневно. Проверка онлайн спасает.
    Ваше сообщение-рассказ должно родителям всем рассказать, как Вы работаете и как будете работать.
    Спасибо огромное за сообщение! Успехов, Эльвира Ульфатовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я не столь категорична, дети у меня маленькие, поэтому не могу им говорить, что без дополнительного материала (Яндекс.Учебника или другого виртуального сервиса) они не смогут учиться лучше, чем на "3". Мне кажется, где дети постарше, доля самостоятельности выше, я иногда в этом плане немножко "завидую" учителям среднего и старшего звена, но только немножко и недолго, потому что искренне вам сочувствую и отдаю должное - вы герои! У нас, у малышей, свои трудности, у вас - свои :) Тетради по русскому языку - отдельная песня. Иногда затею работу на уроке, пишем/ищем/подчеркиваем/надписываем и т.д. на страницу (мы же третьеклашки), потом сижу, проверяю и ругаюсь: "Ну что за учительница, не могла поменьше с детьми писать, проверять меньше было бы!":) Это шутка, конечно, но без обратной связи в виде проверки тетрадей на русском делать нечего. Как ни крути, когда ребенок пишет ручкой, он получает навык письма, и ничего лучше и толковее еще не придумано. Представляю, сколько и что пишут в 6-ых классах! Сочувствую! Будем надеяться, что скоро появится сервис и для среднего звена. Это правда очень удобно :)

      Удалить
  3. Эльвира Ульфатовна, спасибо за такой обстоятельный рассказ о новом сервисе. К сожалению, он только для начальной школы... А выполнять задания онлайн ученикам нравится, я пробовала давать и через LearningApps, и через блог, и через другие платформы. Но для средних классов пока ничего бесплатного, бессрочного и полезного не нашла. Увы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Михайловна! Дети любят онлайн задания, это точно. Будем надеяться, что скоро и средняя и старшая школа подключаться, Яндекс.Учебник уже начал шаги в этом направлении.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Познакомилась с Яндекс.Учебником в прошлом году. Могу отозваться об этом ресурсе только в восторженной форме! Использую дистанционные задания один раз в неделю. По выходным. Задания выполняют почти все ученики (за исключением 1-2). Использую установленное время выполнения задания. Конечно, Вы правы! Использование этого сервиса намного облегчает работу учителя! А скоолько там вариантов заданий! Планирую работу с Яндекс.Учебником и дальше!
    Спасибо Вам за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Рада встретить единомышленника! А среди недели Вы не используете этот сервис? Так облегчает вечер возможность проверять меньше тетрадей :) Наверное, 1-2 не делают в силу технических причин? Я, кстати, обдумывала этот вопрос, и скорее всего тем, кто не может работать виртуально, выдавала бы подобные карточки, 1-2 распечатать нетрудно...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Когда я училась в школе, у нас не было вариантов- все учились по единой программе. Сейчас намного интереснее. "Яндекс. Учебник" сыну нравится, решает всё за 10-20 минут, если ошибся, сразу видит, есть возможность подумать и исправить (2 попытки). Время выполнения домашнего задания сократилось, потому что не надо переписывать текст в тетрадь, а сразу выполнять задание (вставить пропущенные буквы или запятые, найти и выделить однокоренные слова, найти ошибки в тексте и т.д.). Это больше похоже на игру. Мне нравится, что домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени и результат сразу виден.
    Татьяна Алексеевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Большое спасибо Вам за отклик! Домашняя работа занимает меньше времени и результат сразу виден - да, это действительно огромный плюс. Хочу еще отметить возможность подумать и исправить - это же здорово, когда есть возможность такой подсказки. Рада, что дети оценили возможность выполнения домашнего задания онлайн.

      Удалить
  6. Добрый день, Эльвира Ульфатовна! Спасибо большое за рассказ о новом сервисе. Сама знакомилась с его возможностями. Взяла себе на заметку "постепенное включение" учеников. У меня организован класс, во 2 четверти давала домашнее задание по родному языку, по русскому языку и математике, чтобы познакомиться с журналом, статистикой. Мои дети занимаются на УЧИ.ру (хотелось бы активнее, но как есть).
    УЧЕБНИК хотела использовать как дифференциацию заданий, для коррекции пробелов. Удивили родители! Им больше нравятся задания в письменном виде (привычнее), ЛУЧШЕ - без них!!! У меня в классе не всегда есть доступ к УЧЕБНИКУ. В 3 четверти попробую разрешить эту проблему
    По вашему примеру сделаю задания для повторения перед занятиями, дам сроки выполнения и открою доступ. В классе на уроке Вы не пробовали индивидуальную работу учеников по заданию?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Татьяна Петровна! В классе индивидуально не пробовала, нет технической возможности. Компьютер один, своих гаджетов у детей нет. Но продумываю такую возможность... Посмотрим :) Думаю, будем пробовать.
      И да, родители бывают разные. Как и мы, учителя. Как и наши дети. Ничего, Москва не сразу строилась, важен первый шаг.

      Удалить
    2. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна, спасибо за ответ. Сегодня прошла курс Развитие регулятивных УУД в младших классах. Онлайн-курс на ЯНДЕКС.УЧЕБНИКЕ. Материал дан интересный. В лекции нейропсихолог Ксения Вотякова даёт ответ на вопросы ПОЧЕМУ ребёнок не справляется самостоятельно с работой? много исправлений? не всё задание выполнено?.. Есть рекомендации. А вот как это все "поместить в урок?"

      Удалить
    3. Здравствуйте, Татьяна Петровна! Да, мы -учителя-практики, нас прежде всего интересует, как и где применить то, что узнали нового. Советую Вам погуглить фамилию Инги Петровны Тихоновецкой в сети, она удивительный практик, многому научит!

      Удалить
  7. Добрый день, Эльвира Ульфатовна. Здорово, что современные технологии позволяют так разнообразить задания для школьников. Мне кажется "Яндекс.Учебник" - это идеальный сервис с заданиями для каникул, чтобы повторить и закрепить знания. Мы все переживаем, что за столько дней праздников детям будет тяжело собрать себя "в кучу" и войти в следующую четверть, не потеряв багаж знаний, полученный ранее. Сомневаюсь, что я смогла бы заставить на каникулах что-то решать или писать в тетради, а задания в "Яндекс.Учебник" делаются быстро, проверяются сразу и больше похожи на игру. Эдик воспринимает эти задания больше как развлечение, а не как домашние уроки. А мне нравится, что ребенок самостоятельно может быть занят полезным делом.
    Мария Владимировна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мария Владимировна! Вы отметили еще один плюс - возможность в развлекательной (как кажется ребенку) повторить и закрепить багаж знаний, не дать себе возможность расслабиться окончательно. "Не позволяй душе лениться...", как сказал Николай Заболоцкий. И учителю тоже :) Спасибо Вам за Ваш отзыв!

      Удалить
  8. Добрый день!!! Яндекс.Учебник, Учи.ру - прекрасные сервисы для закрепления и повторения. Ребёнок выполняет задание в своём темпе, сразу получает обратную связь (похвалу или возможность исправить ошибку) - это очень важно для подкрепления желания детей выполнять эти задания. Мой ребёнок с большим удовольствием занимается он-лайн (хотя задания в Яндекс.Учебнике нисколько не легче заданий в обычных учебниках!), а настрой ребёнка и отношение к учёбе - важный фактор. Всё что делается с удовольствием - легче усваивается, чем то, что сделано с чувством "меня заставили".
    Спасибо!!!
    И ещё, мне-маме тоже нравится домашняя работа он-лайн )))) наш вечер становится радостнее )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина Григорьевна! Когда вечер становится радостнее - и у ребенка, и у родителя, и учителя - как-то потом в школу всем нам собираться приятнее :) Вы правильно отметили - задания ничуть не легче, чем в учебнике, а где-то даже и потруднее, что очень-очень радует. Значит, работаем в зоне ближайшего развития, а значит, растем!

      Удалить
  9. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте! Как же всё продумано, удобно... Вот бы и нам так!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Уверена, что и у вас что-нибудь подобное будет. Подобное, но не такое же. Будем ждать, да? Я

      Удалить
  10. Добрый день, Эльвира Ульфатовна!
    Задания, которые в первую очередь выполняет мой ребенок - это задания из ресурса Яндекс.Учебник. Сам следит за появлением новых заданий, это важно. Сын так же сам отметил, что отрабатываются не только новые темы, но и задания, ранее вызвавшие затруднения. Очень здорово, что многие задачи преподносятся в шуточной форме, ребенок воспринимает их как игру и решает в позитивном настроении. Процесс обучения проходит легко не только в учебный период, но и в дни каникул.
    Яндекс.Учебник - отличный ресурс, который действительно заинтересовал ребенка.
    Спасибо Вам!
    Елена.

    ОтветитьУдалить
  11. Ресурс своевременный, разнообразные разноуровневые задания! Только вот , как родителям отслеживать успеваемость детей?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Жаль, что Вы не представились.
      Успешность детей в выполнении заданий в Яндекс.Учебнике контролирует учитель.
      Но родители могут видеть статистику. Для этого надо взять у учителя код регистрации и тогда, зарегистрировавшись в роли родителя с помощью кода, можно видеть, как проходит процесс.

      Удалить
  12. Яндекс.Учебник не совсем корректен для детей начальных классов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Буду рада увидеть ссылку на идеальный учебник по Вашему мнению :)

      Удалить
  13. можно ли самостоятельно заниматься в учебнике?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Нет, только учитель, зарегистрировавший ученика, выдает задания. Если учитель не выдал, то и заданий для выполнения нет.

      Удалить