Вот и прошла пятая Читательская конференция. Участников было 14.
Приятно было видеть, что появились те, кто только начал пробовать свои силы - Вероника Т. и Марьям.
Настя В., Эдик, Никита и Влада не пропустили еще ни одной.
Очень заметен прогресс у Никиты. Его выступления выглядят гораздо увереннее, чем в первые разы.
По-прежнему очень трудно выбрать для пересказа самое главное, очень хочется рассказывать обстоятельно и по порядку. Но мы учимся. Дети должны слышать образец, поэтому после выступления некоторых ребят я рассказываю свой вариант, акцентируя внимание на тех ключевых моментах, которые помогли бы сжать текст. Хорошо, что тексты мне знакомы :) Обязательно вывод - чему научил рассказ - должен соприкасаться с тем монологом, который произносят дети.
На этой неделе во время Читательской конференции я записывала видео, поэтому фотографию сделала только общую. Запись видео оставлю себе на память, качество так себе, но слышно хорошо, а это главное. Сравню потом, через год и через три, как изменилась речь ребенка.
Что читали букволеты на этой неделе?
Никита прочитал рассказ Л.Н. Толстого "Филиппок". Рассказ научил его тому, что надо стремиться к знаниям, хорошо учиться и никогда не унывать.
Эдик - рассказ В. Осеевой "Волшебное слово". Речь Эдика звучала в этот раз гораздо лучше, предложения были закончены, а вывод, как всегда - правильный.
Ефрем прочитал "Чук и Гек" А. Гайдара. Трудно еще дается пересказ, долго подбираются слова, но вот вывод прозвучал замечательный - обманывать нехорошо, из-за этого могут случиться разные неприятности.
Ваня представил сказку Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок". Ему удалось в отведенное время познакомить нас с самыми главными событиями в сказке, связно и грамотно. "Не важно, какая у тебя внешность, важно, какой ты сам и как относишься к людям", - такой вывод сделал Ваня.
Милана рассказала о сказке Е. Пермяка "На все цвета радуги". Мне кажется, ее надо обязательно прочитать всем взрослым. Может, кто-то поймет кое-что про себя :) Вывод Милана сделала такой - "На вкус и цвет товарищей нет". Надо будет обязательно поработать с выбором главного для отзыва, очень хочется Милане рассказывать со всеми деталями.
Влада составила отзыв на рассказ В. Осеевой "Три товарища". Влада не пропустила ни одной конференции, но ей еще трудно выступать перед публикой. Слова куда-то деваются, и живости и артистизма от этого не видно :) Надо дома хорошо прорепетировать пару раз, и тогда будет гораздо лучше!
Марьям прочитала сказку "Сивка-бурка". Монолог Марьям еще не дается, справляется только с помощью моих наводящих вопросов. Буду следить, чтобы ее выступления обязательно звучали на каждой конференции. Надо учиться :)
Данил представил рассказ Веры Чаплиной. Трудно было уложиться во времени, а значит, выбрать самое главное. Но вывод прозвучал такой: "Я убедился, что надо помогать животным и ухаживать за ними"
Арсений прочитал наизусть стихотворение Я. Акима "Жадина". Выразительно, громко, артистично! И вывод прозвучал соответствующий.
Даша рассказала о сказке "Царевна Несмеяна". Хороший пересказ, где использованы сказочные слова и выражения. И во времени уложилась. А вывод - надо быть добрым и честным, ведь за добро добром и платят.
Сережа был на высоте. Он выбрал сказку Г. Х. Андерсена "Снежная королева" и смог чуть больше чем за две минуты представить свой отзыв. В его рассказе не было последовательного обстоятельного рассказа, а только самое главное - о зеркале тролля, о пострадавшем мальчике Кае, о бесстрашной Герде, ее тяжелых испытаниях. Красиво, складно и связно. Чувствовалась подготовка с мамой, а значит, уместное употребление новых слов, которые, я уверена, войдут в живой словарный запас Сережи. Не зря же он так бойко и активно работает на уроках литературного чтения в классе. Самое главное - это дружба и любовь, сделал вывод Сережа.
Максим решил рассказать о том, что нельзя шутить бездумно, ведь это может привести к неприятностям. Он выбрал рассказ Р. Погодина "Шутка". Очень складно и связно рассказал то, что успел. Было и начало ("Как-то раз...", середина (где шли последовательные события), но вот на концовку времени немного не хватило.
Настя выбрала рассказ Е. Пермяка "Мама и мы". Мой любимый рассказ, кстати. Надо избавляться от слова "потом" во время пересказа:) От того, что Настя хотела рассказать последовательно и подробно что было "потом", выбрать главное не совсем получилось. А вывод такой - вот так надо воспитывать. Интересно, что сказали бы об этом взрослые? :)
Вероника выбрала одну из моих любимых сказок Р. Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе". В первый раз выступала Вероника, трудно было соблюдать третий критерий - выбрать самое главное в сюжете, но начало было складным и связным.
Молодцы, ребята!
Следующая Читательская конференция пройдет у нас по теме: "Как быть хорошим другом?" Идею мне подсказала Инга Петровна Тихоновецкая, учитель начальных классов из города Минска.
В этот раз мы все будем читать одни и те же книги. Читаем книги по списку (№20). Можно добавить и свои, главное, они должны быть о детях и о дружбе.
1. Читаем и до пятницы 2 февраля размещаем на доске фотографию книги по заданию.
2. Мы будем снимать анимированное видео ваших пересказов, ребята. Для этого надо выбрать один из рассказов, подготовить его пересказ (именно пересказ - связный и последовательный) и подготовить героев - нарисовать (или распечатать) фигурки мальчиков и девочек и одеть их на палочку. Вот так примерно.
3. Записывать видео мы будем, начиная с понедельника 5 февраля. Как раз до каникул все желающие успеют.
А теперь несколько советов родителям...
Семейное чтение, а именно оно лучше всего воспитывает у детей привычку обращаться к книгам, бывает нескольких видов.
1. Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя.
Это дает возможность взрослому:
- контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным;
- ярко и выразительно подавать материал;
- следить за реакцией ребенка;
Чтение вслух – задача не из легких. От взрослого требуется артистизм, желание сделать ситуацию более понятной, создать голосом, мимикой и жестами характер. Чтение вслух ребенку не должно быть обязанностью, потому что "так надо" и потому что "это полезно". Это прежде всего радость совместной встречи. Тут важен настрой не только ребенка, но и взрослого! Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному.
Чтение – это прежде всего общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным. Остановитесь, если слышите вопрос малыша, не надо думать, что обсуждать прочитанное можно только после всего прочтения. А если вопрос ребенка, как вам кажется, совершенно не состыкуется с прочитанным только что, обязательно поинтересуйтесь, что натолкнуло его на эту мысль.
2. Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?
- Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше;
- Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная;
- Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память;
- Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу.
Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания.
Обязательно рассматривайте картинки, соотносите их с прочитанным. Будет здорово, если картинки будут из разных книг, детям нравится сравнивать.
3. Ваш ребенок научился читать сам Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в вас, как в чтеце.
Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста.
Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более захватывающим.
В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова.
В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами. Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!». Не торопите события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам. Это обязательно произойдет!
Приятно было видеть, что появились те, кто только начал пробовать свои силы - Вероника Т. и Марьям.
Настя В., Эдик, Никита и Влада не пропустили еще ни одной.
Очень заметен прогресс у Никиты. Его выступления выглядят гораздо увереннее, чем в первые разы.
По-прежнему очень трудно выбрать для пересказа самое главное, очень хочется рассказывать обстоятельно и по порядку. Но мы учимся. Дети должны слышать образец, поэтому после выступления некоторых ребят я рассказываю свой вариант, акцентируя внимание на тех ключевых моментах, которые помогли бы сжать текст. Хорошо, что тексты мне знакомы :) Обязательно вывод - чему научил рассказ - должен соприкасаться с тем монологом, который произносят дети.
На этой неделе во время Читательской конференции я записывала видео, поэтому фотографию сделала только общую. Запись видео оставлю себе на память, качество так себе, но слышно хорошо, а это главное. Сравню потом, через год и через три, как изменилась речь ребенка.
Что читали букволеты на этой неделе?
Эдик - рассказ В. Осеевой "Волшебное слово". Речь Эдика звучала в этот раз гораздо лучше, предложения были закончены, а вывод, как всегда - правильный.
Вова использовал интересный прием, представляя рассказ В. Осеевой "Волшебное слово". Послушайте, что получилось:
Ваня представил сказку Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок". Ему удалось в отведенное время познакомить нас с самыми главными событиями в сказке, связно и грамотно. "Не важно, какая у тебя внешность, важно, какой ты сам и как относишься к людям", - такой вывод сделал Ваня.
Милана рассказала о сказке Е. Пермяка "На все цвета радуги". Мне кажется, ее надо обязательно прочитать всем взрослым. Может, кто-то поймет кое-что про себя :) Вывод Милана сделала такой - "На вкус и цвет товарищей нет". Надо будет обязательно поработать с выбором главного для отзыва, очень хочется Милане рассказывать со всеми деталями.
Влада составила отзыв на рассказ В. Осеевой "Три товарища". Влада не пропустила ни одной конференции, но ей еще трудно выступать перед публикой. Слова куда-то деваются, и живости и артистизма от этого не видно :) Надо дома хорошо прорепетировать пару раз, и тогда будет гораздо лучше!
Марьям прочитала сказку "Сивка-бурка". Монолог Марьям еще не дается, справляется только с помощью моих наводящих вопросов. Буду следить, чтобы ее выступления обязательно звучали на каждой конференции. Надо учиться :)
Данил представил рассказ Веры Чаплиной. Трудно было уложиться во времени, а значит, выбрать самое главное. Но вывод прозвучал такой: "Я убедился, что надо помогать животным и ухаживать за ними"
Арсений прочитал наизусть стихотворение Я. Акима "Жадина". Выразительно, громко, артистично! И вывод прозвучал соответствующий.
Даша рассказала о сказке "Царевна Несмеяна". Хороший пересказ, где использованы сказочные слова и выражения. И во времени уложилась. А вывод - надо быть добрым и честным, ведь за добро добром и платят.
Сережа был на высоте. Он выбрал сказку Г. Х. Андерсена "Снежная королева" и смог чуть больше чем за две минуты представить свой отзыв. В его рассказе не было последовательного обстоятельного рассказа, а только самое главное - о зеркале тролля, о пострадавшем мальчике Кае, о бесстрашной Герде, ее тяжелых испытаниях. Красиво, складно и связно. Чувствовалась подготовка с мамой, а значит, уместное употребление новых слов, которые, я уверена, войдут в живой словарный запас Сережи. Не зря же он так бойко и активно работает на уроках литературного чтения в классе. Самое главное - это дружба и любовь, сделал вывод Сережа.
Максим решил рассказать о том, что нельзя шутить бездумно, ведь это может привести к неприятностям. Он выбрал рассказ Р. Погодина "Шутка". Очень складно и связно рассказал то, что успел. Было и начало ("Как-то раз...", середина (где шли последовательные события), но вот на концовку времени немного не хватило.
Настя выбрала рассказ Е. Пермяка "Мама и мы". Мой любимый рассказ, кстати. Надо избавляться от слова "потом" во время пересказа:) От того, что Настя хотела рассказать последовательно и подробно что было "потом", выбрать главное не совсем получилось. А вывод такой - вот так надо воспитывать. Интересно, что сказали бы об этом взрослые? :)
Вероника выбрала одну из моих любимых сказок Р. Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе". В первый раз выступала Вероника, трудно было соблюдать третий критерий - выбрать самое главное в сюжете, но начало было складным и связным.
Молодцы, ребята!
Следующая Читательская конференция пройдет у нас по теме: "Как быть хорошим другом?" Идею мне подсказала Инга Петровна Тихоновецкая, учитель начальных классов из города Минска.
В этот раз мы все будем читать одни и те же книги. Читаем книги по списку (№20). Можно добавить и свои, главное, они должны быть о детях и о дружбе.
1. Читаем и до пятницы 2 февраля размещаем на доске фотографию книги по заданию.
2. Мы будем снимать анимированное видео ваших пересказов, ребята. Для этого надо выбрать один из рассказов, подготовить его пересказ (именно пересказ - связный и последовательный) и подготовить героев - нарисовать (или распечатать) фигурки мальчиков и девочек и одеть их на палочку. Вот так примерно.
3. Записывать видео мы будем, начиная с понедельника 5 февраля. Как раз до каникул все желающие успеют.
А теперь несколько советов родителям...
Семейное чтение, а именно оно лучше всего воспитывает у детей привычку обращаться к книгам, бывает нескольких видов.
1. Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя.
Это дает возможность взрослому:
- контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным;
- ярко и выразительно подавать материал;
- следить за реакцией ребенка;
Чтение вслух – задача не из легких. От взрослого требуется артистизм, желание сделать ситуацию более понятной, создать голосом, мимикой и жестами характер. Чтение вслух ребенку не должно быть обязанностью, потому что "так надо" и потому что "это полезно". Это прежде всего радость совместной встречи. Тут важен настрой не только ребенка, но и взрослого! Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному.
Чтение – это прежде всего общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным. Остановитесь, если слышите вопрос малыша, не надо думать, что обсуждать прочитанное можно только после всего прочтения. А если вопрос ребенка, как вам кажется, совершенно не состыкуется с прочитанным только что, обязательно поинтересуйтесь, что натолкнуло его на эту мысль.
2. Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?
- Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше;
- Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная;
- Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память;
- Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу.
Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания.
Обязательно рассматривайте картинки, соотносите их с прочитанным. Будет здорово, если картинки будут из разных книг, детям нравится сравнивать.
3. Ваш ребенок научился читать сам Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в вас, как в чтеце.
Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста.
Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более захватывающим.
В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова.
В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами. Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!». Не торопите события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам. Это обязательно произойдет!
Эльвира Ульфатовна,здравствуйте! Здравствуйте,Букволётики. Очень интересная конференция.Отлично выступил Володя.Не все решаются задавать вопросы,а ты сумел.Эльвира Ульфатовна,как хорошо,что подтягиваются те ребята,которые впервые вышли перед классом.Очень мудрые советы родителям,следовать им важно,иначе связь,созидаемая таким трудом, разрушить легко.Спасибо Вам за науку,я тоже ваша ученица.
ОтветитьУдалитьС уважением.
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Очень рада Вашему визиту! Спасибо Вам за теплые слова в адрес моих букволетов. Они очень стараются :)
УдалитьДоброе утро, Эльвира Ульфатовна! Спасибо за подробное описание выступления наших детей, всегда очень волнуешься как у ребенка получится в этот раз. Мне нравится готовиться с Сережей к конференции, не все конечно дается легко, но главное-результат. Когда подготовился хорошо и получил хорошую оценку своего труда, то получаешь большое удовольствие! Спасибо вам еще раз за интересную программу обучения! Дети учатся правильно выражать свои мысли. Очень важно уметь говорить, чтобы тебя слушали и слышали, и не менее важно уметь слышать о чем тебе говорят.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья Владимировна! Очень я рада Вашей поддержке. Дети умницы, я ведь знаю - какой этот труд - подготовиться к выступлению. Выбрать произведение, репетировать выступление. Здесь нужна воля и упорство. Махнуть рукой и сказать: "Ладно, в другой раз...", или заставить себя выучить... Мы иногда боимся детей заставить, в итоге дети вырастают и не понимают, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда :)
УдалитьЭльвира Ульфатовна, здравствуйте! Молодцы, ребятки! С большим удовольствием прочитала пост! Умники!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Владимировна! :) Очень рада Вашему визиту!
Удалить