Здравствуйте, уважаемые родители!
Думаю, все слышали такую фразу: "Самый трудный 1-ый класс, потому что в первый раз!"
С разным настроением ждут его дети и родители - кто-то дни считает с нетерпением, кто-то с ужасом. Почему? И с какими трудностями придется столкнуться?
1-ый класс - это смена роли ребенка - роль дошкольника должна смениться ролью школьника-первоклассника. Другой статус, другие обязанности, другая социальная позиция - и не всегда дети готовы принимать ее. Возникают стрессовые ситуации, нежелание ходить в школу, неприятие роли ученика. Почему? Казалось бы, ребенок подготовлен, умеет читать, считать и даже писать, знает, как его зовут и вполне адекватно объясняет, что ждет его в школе и чего именно от него ждут в школе. Но все равно, когда наступает час икс, трудности никто не отменяет.
Что же может вызвать у первоклассника трудности? На основании поста Жени Кац в журнале Мел я бы вывела те, которые выделяла не раз у своих первоклассников.
Обратите внимание, уважаемые родители, эти пункты никак не связаны с тем, умеет ли ребенок читать и писать, умный ли он.
На самом первом собрании я просила вас обязательно дома вместе с ребенком потренироваться в одевании и раздевании самого себя. На время можно. При этом раздевание включает в себя развешанную на стульчике одежду и поставленную под стульчик обувь. А одевание обратно - убранную в портфель или пакет физкультурную форму! Сколько времени у ребенка на это уходит? Для справки - перемена длится 15 минут (конечно, в 1-ом классе дольше, но лучше ориентироваться на это время). Пожалуйста, сейчас, когда до школы осталась неделя, это упражнение особенно актуально. Не надо беречь форму, ребенок уже сейчас должен с ней тесно познакомиться :) Особенно обращаем внимание на пуговицы на манжетах, воротничках, у девочек - молния на сарафанах или юбках, а у мальчиков - пуговица и молния на брюках. Умеет ли ребенок ее сам застегивать?
Еще одно упражнение - собирание и разбирание портфеля-пенала. Например, надо достать из портфеля азбуку и положить ее на стол. Только азбуку. Или только математику. Или окружающий мир. Если вам кажется это задание легким, тем более попробуйте с ребенком его выполнить. Можно усложнить. Приготовить азбуку, пенал, найти в пенале карандаш, стирательную резинку, открыть учебник на определенной странице (до 10-ой, например). Напоминаю - каждый учебник в обложке и с закладкой! Заодно посмотрите, как ваш малыш пользуется закладкой, понимает ли ее предназначение.
Обязательно научите детей просить помощь, когда у него что-то не получается. Дети ведут себя по-разному в этом случае - кто-то плачет, кто-то ноет, кто-то молчит, прячет свою проблему, кто-то начинает мешать соседу... Есть дети, кто боится привлечь внимание, а кто-то агрессивно требует его... Конечно, уже в первую неделю я буду лучше понимать, кто стесняется, а кто привык быть только в центре внимания, я буду очень стараться поладить с моими малышами уже с первых дней, но будет лучше, если ребенок тоже будет уметь отслеживать свое состояние (устал, плохо себя чувствует) и сообщать об этом.
Я перечислила те трудности, с которыми сталкивалась сама.
А чего именно опасаетесь вы?
Думаю, все слышали такую фразу: "Самый трудный 1-ый класс, потому что в первый раз!"
С разным настроением ждут его дети и родители - кто-то дни считает с нетерпением, кто-то с ужасом. Почему? И с какими трудностями придется столкнуться?
1-ый класс - это смена роли ребенка - роль дошкольника должна смениться ролью школьника-первоклассника. Другой статус, другие обязанности, другая социальная позиция - и не всегда дети готовы принимать ее. Возникают стрессовые ситуации, нежелание ходить в школу, неприятие роли ученика. Почему? Казалось бы, ребенок подготовлен, умеет читать, считать и даже писать, знает, как его зовут и вполне адекватно объясняет, что ждет его в школе и чего именно от него ждут в школе. Но все равно, когда наступает час икс, трудности никто не отменяет.
Что же может вызвать у первоклассника трудности? На основании поста Жени Кац в журнале Мел я бы вывела те, которые выделяла не раз у своих первоклассников.
- Умение находить карандаш и ручку в собственном пенале.
- Умение ориентироваться на листе бумаги (понимать, где верх-низ, справа-слева).
- Необходимость каждый день делать письменные уроки.
- Переодевание перед физкультурой.
- Общий туалет.
- Сосед по парте.
- Долгое сидение на одном месте, невозможность подвигаться.
- Необходимость запоминать и делать то, что не вызывает интереса.
- Умение понимать, что информация в классе адресована всем и значит, надо слушать учителя и выполнять все вместе со всеми.
Обратите внимание, уважаемые родители, эти пункты никак не связаны с тем, умеет ли ребенок читать и писать, умный ли он.
На самом первом собрании я просила вас обязательно дома вместе с ребенком потренироваться в одевании и раздевании самого себя. На время можно. При этом раздевание включает в себя развешанную на стульчике одежду и поставленную под стульчик обувь. А одевание обратно - убранную в портфель или пакет физкультурную форму! Сколько времени у ребенка на это уходит? Для справки - перемена длится 15 минут (конечно, в 1-ом классе дольше, но лучше ориентироваться на это время). Пожалуйста, сейчас, когда до школы осталась неделя, это упражнение особенно актуально. Не надо беречь форму, ребенок уже сейчас должен с ней тесно познакомиться :) Особенно обращаем внимание на пуговицы на манжетах, воротничках, у девочек - молния на сарафанах или юбках, а у мальчиков - пуговица и молния на брюках. Умеет ли ребенок ее сам застегивать?
Еще одно упражнение - собирание и разбирание портфеля-пенала. Например, надо достать из портфеля азбуку и положить ее на стол. Только азбуку. Или только математику. Или окружающий мир. Если вам кажется это задание легким, тем более попробуйте с ребенком его выполнить. Можно усложнить. Приготовить азбуку, пенал, найти в пенале карандаш, стирательную резинку, открыть учебник на определенной странице (до 10-ой, например). Напоминаю - каждый учебник в обложке и с закладкой! Заодно посмотрите, как ваш малыш пользуется закладкой, понимает ли ее предназначение.
Обязательно научите детей просить помощь, когда у него что-то не получается. Дети ведут себя по-разному в этом случае - кто-то плачет, кто-то ноет, кто-то молчит, прячет свою проблему, кто-то начинает мешать соседу... Есть дети, кто боится привлечь внимание, а кто-то агрессивно требует его... Конечно, уже в первую неделю я буду лучше понимать, кто стесняется, а кто привык быть только в центре внимания, я буду очень стараться поладить с моими малышами уже с первых дней, но будет лучше, если ребенок тоже будет уметь отслеживать свое состояние (устал, плохо себя чувствует) и сообщать об этом.
Я перечислила те трудности, с которыми сталкивалась сама.
А чего именно опасаетесь вы?
Эльвира Ульфатовна, спасибо за полезную информацию. Будем тренироваться!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна Викторовна! Очень рада первому комментарию родителей в блоге! :) Дети ведь потом будут брать пример, а значит, тоже учиться "правильно и красиво выражать свои мысли письменно в зависимости от ситуации общения". Но это я так, заглядываю в будущее.
УдалитьОчень рада, что информация будет принята к сведению. Такая мелочь, казалось бы, как умение ориентироваться в собственном портфеле, существенно облегчит ребенку жизнь в самые первые школьные дни.
Получила по вотсапу комментарий об опасении общественных туалетов... Как тут не вспомнить наводящие ужасы ролики в сети об отношении между старшеклассниками.
ОтветитьУдалитьОтвечу по порядку.
1. Наша школа - вполне благополучная, и контингент у нас, конечно, разный, но в целом это те же дети, которые учились в начальной школе у нас же.
2. В туалет дети будут ходить на переменах - группками. Уже по опыту знаю, что один обязательно прибежит и все-все расскажет :) Я всегда контролирую время провождения там (уж простите) и проверяю, где они, если вдруг задерживаются. Сержусь, если дети там балуются. Думаю, это не место для игры.
3. На уроке, если ребенок идет в туалет (а в первом классе, да и в последующих, у меня нет привычки отказывать, если это не диктант), я тоже контролирую время.
Конечно, я не в силах разорваться на 30 маленьких кусочков (а иногда хочется), но в целом ребенок в школе - в безопасности. Особенно - первоклассник.
Дальше будем учить детей строить правильные взаимоотношения друг с другом. Школа - это микромир. Не в смысле - маленький мир, а в смысле - полноценная копия взрослого мира в уменьшенном масштабе. У нас обязательно все получится, если будем действовать сообща.
Тонко,точно и со вкусом!так бы я озаглавила свой комментарий,на мой взгляд очень правильно подобранная тема на сегодняшний день, так как до начала учебного года осталось совсем немного времени, приятно что точечно раскрыты все пункты для родителей чтобы помогать деткам,задать правильный вектор, да и в целом что трудности озвучиваются (т.к. не у всех есть опыт -первоклассника),а также доступны для публичного обсуждения.
ОтветитьУдалитьЯ для себя отметила упражнение с закладкой, в силу того что мы стали это не так давно использовать во время чтения,так что статья очень даже кстати.
Спасибо Эльвира Ульфатовна! за практические советы заблаговременно:) а также за публикации которые вы для анонсируете.
Спасибо, Лариса Александровна, за добрые слова! Я сама когда-то была мамой первоклассника, и не смотря на то, что знаю все о школе, все равно переживала, ведь учителя разные, и методы работы у них тоже разные. Родители зачастую нервничают куда больше детей, а мне не хочется, чтобы эта нервозность передавалась детям. Стращать или приукрашать жизнь в школе не стоит. Это новый этап, просто другой этап жизни, очень скоро он станет привычным, а наша задача - сделать его достаточно комфортным, особенно в первые дни.
Удалить